Но так как я частенько увлекаюсь JavaScript"ом, то решено было найти подобный шаблонизатор для этого языка, но серверного (node.js, ага). Первые ссылки в поисковике выдают такие шаблонизаторы, как: ECT , JUST , . Все они, естественно, не подходили для меня, т.к. слишком далеко были от синтаксиса Smarty.

Чтож, раз хочется, а решений нет - то сделай. Выискивая время на работе и иногда получая по «шапке», родился проект NodeSmarty , который, в будущем, будет частично копировать синтаксис Smarty .

Итак, свои корни проект пустил примерно 4 месяца назад, в сентябре 2012 года и постепенно обретал рабочий вид. По началу весь алгоритм компиляции шаблонов брался из Smarty (файл Smarty_Compiler.class.php), некоторые функции не были перенесены. В процессе написания кода я делал всевозможные сокращения кода в плане простоты, так как это «мой стиль». Поэтому были заменены все огромные регулярные выражения (да и в них, кстати, всё равно было полно ненужного мусора), часть логики в функциях.

Так как проект необкатанный, то совершенно понятно, что в процессе будет найдено достаточное количество багов. Также уверен, что будут жалобы в сторону обработок ошибок в шаблонах (на данном этапе эта «функция» реализована плохо). Я буду только рад получать сообщения об улучшении кода, и по мере своих возможностей вносить как исправления, так и новые функции.

Примеры работы шаблонизатора:

compiler.js:
var NodeSmarty = require("./NodeSmarty/"); var Template = new NodeSmarty(); Template .setTemplateDir("./templates/") .setCompileDir("./compile/") .setCacheDir("./cache/"); var Array = ["val1", "two"]; Template.assign({ "Value":"first", "number":10, "array":Array }); var Final = Template.fetch("template.tpl", function(data) { console.log(data); });

template.tpl:
{include file="header.tpl.html"} {$Value} {$number*10/20} {if !$Value} //... {elseif $number = $Value} //... {else} //... {/if} {* comment *} {literal} for(var di=0; di < 10; di++) { console.log(di); } {/literal} {foreach from=$array item=Foo key=Key} Item: {$Foo} key: {$Key} {/foreach}

Скорость выполнения кода выше, чем у EJS и JUST. Происходит это из-за того, что при повторном запросе файла, вызывается не шаблон, а уже скомпилированный код. Но есть и еще один плюс (хотя его и нет, но будет в будущем) - повышение скорости выполнения также зависит от файловой системы (дада, сначала нужно проверить, не изменились ли шаблоны, перекомпилировать их). Если же компилировать файлы при первом запросе, а при последующих просто выгружать из памяти, то скорость соответственно увеличится, и время выполнения кода станет еще меньше!

Сравнение скорости выполнения кода при 1000 итераций:

Немножко о принципе работы.

Если шаблон изменен раньше, чем скомпилирован файл, то библиотека просто подгружает скомпилированный файл и подставляет в него значения. Если же шаблон изменен позже, то выполяются следующие инструкции:

Первым делом парсится документ на наличие открывающего тега: { и закрывающего тега: } (хотя можно и изменить по желанию, см документацию).
Потом каждый тег парсится на главный параметр и атрибуты. Главный параметр также проходит обработку и разбивается на 2 типа: команда или переменная. Переменная отличается от команды впередистоящим знаком доллара ($ ). И переменная и команда проходят обработку для преобразования себя в рабочий JavaScript код. Скомпилированный код записывается в файл и происходит eval текста (хотя там не eval, а new Function() ).

Число JS-библиотек ни в коей мере не уменьшается; наоборот, оно растёт с каждым днём. Когда мы доходим до приложений JS, лучшим выбором оказываются шаблоны, чем полноценные библиотеки, потому что это приводит к более чистому базовому коду и лучшему процессу работы с ними .

Не так давно я писал, что вы могли бы попробовать написать свою библиотеку , когда придёт время. Шаблонизаторы же требуют несколько больших навыков и понимания языка, с которым вы работаете, поэтому лучше полагаться на любой шаблонизатор из имеющихся в списке ниже.



Их список можно найти в Википедии , там отлично сравниваются движки для разных языков программирования для веба, но там действительно не фокусируются на одном языке, поэтому я хотел бы посмотреть, как много движков можно перечислить для Javascript.

Если вы разрабатываете на Javascript, то узнаете ряд движков, но можно узнать и о некоторых новых. Я с удовольствием продолжу этот список вместе, и надеюсь, что он вас порадует.

chibi.js

Chibi даёт всё для экономии траффика и времени для отображения шаблона, небольшая и лёгкая библиотека, которая поможет лучше шаблонизировать приложение. Больше фокусируется на CSS вместо использования анимации. (Дословная «вода» автора - перев.)

templayed.js

Это - самый маленький шаблонизатор, с которым вы столкнётесь, гарантированно (Nano - перев.) . Он построен на основе Mustache, прост в использовании и понимании. Сайт имеет большой демо-пример, в котором можно запускать и тестировать код.

ECT

Подобно templayed, ECT тоже имеет демо-страницы установки на сайте, с которыми можно «поиграться» и понаблюдать живые результаты. Он сделан для скорости, и заявляет о себе как о самом быстром шаблонизаторе для JS (построен на Coffeescript). Совместим с Node.js и имеет понятный синтаксис. На Github есть бенчмарки и модульные тесты , показывающие эффективность этой библиотеки.

Pithy.js

Имеется внутренний DSL для генерации HTML в JavaScript. Это отлично для небольших фронтенд-проектов, но не рекомендуется для тяжёлых HTML-страниц.

T.js

T.js использует простую структуру данных Javascript для представления данных HTML / XML.

Nunjucks

Созданный в Mozilla, Nunjucks сделан для нуждающихся в производительности и гибкости из-за возможности расширять пользовательскую библиотеку плагинов и функций.

Jade

Jade рассчитан прежде всего для серверных шаблонов в node.js, но может работать во многих других средах. Он сделан только для XML-подобных документов (HTML, RSS, ...), поэтому не используйте его для оформления простого текста, markdown, CSS и подобных документов.

Dust.js

Dust расширяет Mustache и предлагает высокое качество исполнения по сравнению с другими решениями из этого списка. Содержит очень простой и понятный API.

Движки шаблонизации Javascript Я не пытался приводить примеры, потому что множество ссылок на официальные страницы содержат демонстрации.

Надеюсь, что вы смогли открыть для себя новые варианты для вашего следующего проекта. Уверен, что много альтернатив не упомянуто, но использование перечисленных ощущается больше всего.

UPD : комментаторы статьи-оригинала добавили :

  • "Pure - Simple and ultra-fast templating tool to generate HTML from JSON data
  • Dust.js is used by PayPal, and default in their Kraken.js framework.
  • Swig - A simple, powerful, and extendable JavaScript Template Engine.
UPD2 : упомянуты в комментариях к этой статье :
  • Twig - JS implementation of the Twig Templating Language
  • EJS Embedded JavaScript templates for node

Данная статья – обзор шаблонизаторов для фронтенд разработки . Если Вы работаете с JS, отличным и подходящим выбором являются шаблонизаторы, так как они дают возможность писать более чистый базовый код и упрощают работу с приложениями. Рассмотрим наиболее популярные шаблонизаторы JS, которые нам предлагает Википедия. Для того, чтобы качественно работать с данными шаблонизаторами, нужно иметь хорошое понимание языка и достаточное количество навыков в этой сфере.

ICanHaz.js – довольно простая и легкая библиотека, чтобы работать с шаблонами Mustache. С ним можно определять фрагменты шаблонов в тегах скриптов с type=”text/html” и вызывать их через id, с валидацией.

Mustache.js – очень популярный шаблонизатор в данной области применения. Он предоставляет решения для серверной и клиентской стороны, поэтому вам не нужно будет беспокоиться о использовании нескольких шаблонизаторов. Имеет хорошую и понятную документацию, а также большое сообщество. В шаблонах использует данных JSON формата. Отлично запускается на популярных языках программирования. Последнюю версию библиотеки можно скачать с офицальной страницы .

– расширение для Mustache и полностью с ним совместимо. Имеет большую скорость исполнения, так как не перегружен лишней логикой. HTML по тому же принципу генерируется из данных в формате JSON. Существенный недостаток – большой вес библиотеки.

Underscore.js – удобный и практичный инструмент для работы с jQuery. Имеет больше 60 функциональных утилит. Данный шаблонизатор усиляет функциональность jQuery при работе с массивами, функциями, объектами, коллекциями и т.д. 5 альтернатив jQuery UI .

Hogan.js – шаблонизатор, который разработала компания Twitter. Его используют в качестве компоновщика промежуточных шаблонов для их быстрой динамической обработки веб-браузером. В основу разработки данного шаблонизатора был положен Mustache, но Hogan.js работает намного быстрее. Для доступа к функциям парсера предлагается API. Сканирование шаблонов и парсинг исполняются отдельными методами, в результате чего шаблоны могут заранее обрабатываться на сервере, а на клиентской стороне использоваться в Javascript-виде.

– используют для работы с серверными шаблонами , но в общем применим и для других целей. Имеет высокую читабельность кода и хорошую безопасность. Функционирует из части клиента, есть возможность с помощью утилиты компилировать html-шаблоны из командной строки. Шаблонизатор переименован в Pug.js, но по старому названию можно найти большое количество документации и полезной информации для разработчика.

Шаблонизатор ECT разработан для повышения скорости. В его основе шаблонизатор Coffeescript. Имеет хорошую совместимость с Node.js и довольно простой синтаксис. Можно также ознакомиться с предварительными тестами, которые показывают производительность данной библиотеки.

Компания Hyper Host™ желает Вам приятной работы в мире JS и готова разместить Ваши замечательные проекты на нашем !

4366 раз(а) 3 Сегодня просмотрено раз(а)

3.2 из 5

Mustache — шаблонизатор, который содержит минимум управляющей логики и доступен для разных языков программирования. Его можно использовать и на сервере (PHP, Ruby и т.д.), и на клиенте (Javascript).

Если вы динамически подгружали с сервера блоки HTML-кода, а не структурированные данные только потому, что не хотели дублировать рендеринг на сервере и на клиенте, то Mustache поможет этого избежать.

Шаблон пишется на простом языке, состоящем из нескольких типов тегов. Теги обрамляются двумя или тремя фигурными скобками с каждой стороны. Можно использовать вложенные шаблоны.

Рассмотрим простой пример шаблона:

{{header}}

{{content}}



    {{#authors}}
  • {{#accent}} {{.}} {{/accent}}

  • {{/authors}}
    {{^authors}}
  • anonymous

  • {{/authors}}

Данные, с которыми работает шаблон, называются контекстом. Имя тега указывает, к какому полю контекста необходимо обратиться. Пример данных, которые могут послужить контекстом для нашего шаблона:

Var data = {
header: "Новый пост",
content: "Первая строка
Вторая",
authors: ["alex", "daemon", "john"],
accent: function () {
return function (text, render) {
text = render(text);
return "" + text + "";
}
}
};

Чтобы «запустить» шаблонизатор и отрисовать с помощью шаблона данные, необходимо подключить библиотеку:

И вызывать рендеринг методом to_html:

Mustache.to_html(template, data);

Здесь первым параметром передается шаблон, а вторым — данные. Так же можно использовать третий параметр —список дополнительных шаблонов, и четвертый — функцию callback, которая вызывается после обработки шаблона.

Более подробно о тегах

Всего в Mustache четыре основных типа тегов: переменная , секция , комментарий и подключение дополнительного шаблона .

Переменная выводит данные с экранированием HTML-сущностей {{header}} и без экранирования {{{content}}} . Отличаются они количеством скобок. В нашем случае, вместо {{header}} подставится строчка «Новый пост».

Секция представляет собой парный тег. Принцип ее действия зависит от типа данных, с которыми она работает. Если в контексте имени секции соответствует поле со списком, то шаблонизатор проходит по его элементам и текст внутри парного тега обрабатывается по одному разу для каждого элемента списка. Элемент списка подставляется заместо тега-точки. Так, например, секция {{#authors}}

  • {{.}}
  • {{/authors}} превратится в
  • alex
  • daemon
  • john
  • . Если список пуст, то обрабатывается содержимое «тега с крышечкой», в нашем случае — это {{^authors}} … {{/authors}} .

    Если имени секции соответствует функция, то для подстановки будет использован результат ее выполнения.

    Если поле, соответствующее имени секции, не является ни списком, ни функцией, то оно будет использоваться в качестве контекста для обработки содержимого тега.

    Комментарий оформляется в виде тега с восклицательным знаком, например, {{! comment content}} .

    Подключение дополнительного шаблона вызывается с помощью тега с угловой скобкой. Например, {{>copyright}} . Если в текущем контексте присутствует поле с таким названием, то оно будет передано в качестве контекста для подключаемого шаблона.

    Производительность

    Вопросы производительности Javascript шаблонизаторов рассматриваются в этой статье . Автор провел тестирование восьми шаблонизаторов и выяснил, что на простых шаблонах Mustache показывается лучшую производительность.

    На тему шаблонизаторов статей написано великое множество, в том числе и здесь, на хабре.
    Раньше мне казалось, что сделать что-нибудь своё - «на коленке» - будет очень сложно.
    Но, случилось так, что прислали мне тестовое задание.
    Напиши, мол, JavaScript шаблонизатор, вот по такому сценарию, тогда придёшь на собеседование.
    Требование, конечно, было чрезмерным, и поначалу я решил просто игнорить.
    Но из спортивного интереса решил попробовать.
    Оказалось, что не всё так сложно.

    Собственно, если интересно, то под катом некоторые заметки и выводы по процессу создания.

    Для тех, кому только глянуть: the result , the cat .

    Исходный шаблон - это JS String(), а данные это JS Object().
    Блоки вида {% name %} body {% / %} , возможна неограниченная вложенность .
    Если значение name является списком , то выводятся все элементы, иначе если не undefined, выводится один элемент.
    Подстановки вида: {{ name }} .
    В блоках и подстановках возможно использование точек в качестве имени, например {{.}} или {%.%} , где точка будет текущим элементом объекта верхнего уровня.
    Есть ещё комментарии - это {# any comment w\wo multiline #} .
    Для самих значений возможны фильтры, задаются через двоеточие: {{ .:trim:capitalize… }} .

    Работать оно должно как:

    Var str = render (tpl, obj);

    Доказать:
    +1 к самооценке .

    UPD 2 : Сразу скажу, чтобы «чётко понять» что там и зачем, нужно начать это делать, желательно вместе с debugger"ом.
    UPD 3 : Оно разобрано «на пальцах». Там есть ещё где «оптимизнуть». Но будет гораздо менее наглядно.

    Приступим.

    Т.к. исходный шаблон - это строка, то можно пользоваться преимуществами регулярок.

    Для начала можно убрать комментарии, чтобы не отсвечивали:

    // to cut the comments tpl = tpl.replace (/\{#[^]*?#\}/g, "");

    Hint: [^] означает любой символ, * - сколько угодно раз.

    Теперь можно подумать над тем, как будем парсить «чистый» результат.
    Так как блоки возможны вложенные, предлагаю хранить всё в виде дерева.
    На каждом уровне дерева будет JS Array (), элементы которого могут содержать аналогичную структуру.

    Чтобы создать этот массив нужно отделить мух от котлет.
    Для этого я воспользовался String.split() и String.match() .

    Ещё нам понадобится глубокий поиск по строковому val имени внутри объекта obj .

    Применённый вариант getObjDeep:

    var deeps = function (obj, val) { var hs = val.split("."); var len = hs.length; var deep; var num = 0; for (var i = 0; i < len; i++) { var el = hs[i]; if (deep) { if (deep) { deep = deep; num++; } } else { if (obj) { deep = obj; num++; } } } if (num == len) { return deep; } else { return undefined; } };

    Итак, разделим строку на части parts и элементы matches:

    // регулярка для парсинга: // цифробуквы, точка, подчеркивание, // двоеточие, слеш и минус, сколько угодно раз var ptn = /\{\%\s*+?\s*\%\}/g; // строковые куски var parts = tpl.split (ptn); // сами спички var matches = tpl.match (ptn);

    Для разбора полётов нам понадобятся два массива.
    В одном мы будем хранить блоки, в другом будет текущий элемент из цикла по спичкам.

    // все блоки var blocks = ; // вложенности var curnt = ; if(matches){ // т.к. м.б. null var len = matches.length; for (var i = 0; i < len; i++) { // выкидываем {% и %}, и попутно делаем trim var str = matches[i].replace (/^\{\%\s*|\s*\%\}$/g, ""); if (str === "/") { // finalise block // ... } else { // make block // ... } // ...

    Тут blocks - итоговый массив с выделенными блоками, а curnt - массив с текущей вложенностью.

    На каждом шаге цикла мы определяем, что сейчас в str, начало блока или завершение.
    Если начало блока, т.е. str !== "/" , то создаём новый элемент и push его в массив.
    И ещё push его в curnt, т.к. нам необходимо понимать на каком мы уровне.
    Попутно заносим в блок сами строки.
    Соответственно, если у нас пустой curnt, то мы на нулевом уровне дерева.
    Если curnt не пустой, то нужно заносить в nested элемент последнего curnt.

    // длина текущей вложенности var cln = curnt.length; if (cln == 0) { // т.к. это верхний уровень, то просто в него и кладём текущий элемент blocks.push (struct); // пишем текущую вложенность, она же нулевая curnt.push (struct); } else { // нужно положить в nested текущего вложенного блока curnt.nest.push (struct); // теперь взять этот "последний" элемент и добавить его в curnt var last = curnt.nest.length - 1; curnt.push (curnt.nest [ last ]); }

    Соотвественно, каждый элемент массива это, минимум:

    Var struct = { // текущий obj для блока cnt: deeps(obj, str), // вложенные блоки nest: , // строка перед всеми вложенными блоками be4e: parts[ i + 1 ], // str -- строка, идущая после завершения данного // cnt -- блок-родитель, парсить строку будем в его рамках af3e: { cnt: null, str: "" } };

    Т.к. у нас может быть ситуация, когда после блока есть что-нибудь ещё, то здесь af3e.str и должно быть строкой, идущей сразу после {% / %} текущего блока. Все необходимые ссылки мы проставим в момент завершения блока, так наглядней.
    В этот же момент мы удаляем последний элемент элемент curnt.

    If (str === "/") { // предыдущий элемент curnt // является родителем // завершившегося сейчас блока curnt .af3e = { cnt: (curnt [ cln - 2 ] ? curnt [ cln - 2 ].cnt: obj), str: parts[ i + 1 ] }; curnt.pop();

    Теперь мы можем собрать одномерный массив, в котором будут все нужные подстроки с их текущими obj.
    Для этого нужно «разобрать» получившийся blocks, учитывая что могут быть списки.
    Понадобится немного рекурсии, но в целом это будет уже не так сложно.

    // массив строк для парсинга элементарных частей блоков var stars = [ [ parts, obj ] ]; parseBlocks(blocks, stars);

    Примерный вид parseBlocks()

    var parseBlocks = function (blocks, stars) { var len = blocks.length; for (var i = 0; i < len; i++) { var block = blocks [i]; // если определён текущий obj для блока if (block.cnt) { var current = block.cnt; // найдём списки switch (Object.prototype.toString.call(current)) { // если у нас массив case "": var len1 = current.length; for (var k = 0; k < len1; k++) { // кладём в stars текущий элемент массива и его строку stars.push ([ block.be4e, current[k] ]); // парсим вложенные блоки parseBlocks(block.nest, stars); } break; // если у нас объект case "": for (var k in current) { if (current.hasOwnProperty(k)) { // кладём в stars текущий элемент объекта и его строку stars.push ([ block.be4e, current[k] ]); // парсим вложенные блоки parseBlocks(block.nest, stars); } } break; // у нас не массив и не объект, просто выведем его default: stars.push ([ block.be4e, current ]); parseBlocks(block.nest, stars); } // кладём в stars то, что было после текущего блока stars.push ([ block.af3e.str, block.af3e.cnt ]); } } };

    Var pstr = ; var len = stars.length; for (var i = 0; i < len; i++) { pstr.push(parseStar (stars[i], stars[i])); } // Результат: return pstr.join ("");

    Примерный вид parseStar()

    var parseStar = function (part, current) { var str = ""; // убираем лишнее var ptn = /\{\{\s*.+?\s*\}\}/g; var parts = part.split (ptn); var matches = part.match (ptn); // начинаем собирать строку str += parts; if (matches) { var len = matches.length; for (var i = 0; i < len; i++) { // текущий элемент со значением var match = matches [i]; // убираем лишнее и делаем trim var el = match.replace(/^\{\{\s*|\s*\}\}$/g, ""); var strel = ""; // находим элемент в текущем объекте var deep = deeps(current, el); // если нашли, то добавляем его к строке deep && (strel += deep); str += strel; } if (len > 0) { str += parts[ len ]; } } return str; }

    Приведённый код немного меньше финального результата.
    Так, например, я не показал что делать с текущим элементом, если он задан ка точка.
    Так же я не привёл обработку фильтров.
    Кроме того в итоговом варианте, я «от себя» добавил в обработку ситуаций, когда «текущий элемент» или «значение для» являются функциями.

    Но моей целью было показать саму концепцию…

    А результат, как уже было сказано в начале статьи, можно найти .
    Итоговый пример .

    Надеюсь, кому-нибудь пригодится.
    Спасибо за внимание!


    Close