Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.

О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.

Как определить тональность мелодии: путь решения

Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:

  1. определяем тонику;
  2. определяем лад;
  3. тоника + лад = название тональности.

Имеющий уши – да услышит: он просто определит тональность на слух!

Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень , своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.

Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор. Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад. Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.

После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть . Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.

Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!

Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей. Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор. Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.

Некоторые нюансы при определении тоники:

1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;

2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности. Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору. Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.

Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.

На данный момент мне известны два специализированных программных продукта, решающих задачу определения тональности. Первый из них – Mixed In Key , который благодаря продуманному маркетингу наделал немало шума в диджейском сообществе. Копия этой программы, заслужившей благосклонные отзывы таких звезд как Пит Тонг, на момент написания статьи стоила $58.

Второй продукт, находящийся в тени Mixed In Key, но от этого не менее интересный – тот самый Rapid Evolution , с которым мы уже знакомы. По своей функциональности он не уступает, а то и превосходит MIK, и при этом совершенно бесплатен.

Автоматическое определение тональностей в Rapid Evolution выполняется очень просто. Сначала нужно добавить интересующие тебя композиции в библиотеку программы. Для этого в главном окне нажми на кнопку add songs. В появившемся диалоговом окне (см. слева, намжи на картинку, чтобы увеличить) нажми browse и выбери трек либо папку на диске. Наконец, нажми add all, чтобы добавить в библиотеку все треки папки.

Затем в таблице поиска выдели треки, тональности которых ты хочешь определить. Нажми на правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбери detect, а затем key (см. ниже справа), чтобы запустить процесс определения тональностей. Запасись терпением, т.к. на это потребуется некоторое время. В конце концов, в колонке key напротив названия треков появятся их тональности, определенные Rapid Evolution.

Кстати, RE умеет определять тональность не только музыкальных файлов на твоем компьютере, но и «живого» сигнала, поступающего с линейного входа звуковой карты! Это исключительно полезно, например, для определения тональностей треков твоей виниловой коллекции.

Как я уже сказал, Rapid Evolution и Mixed In Key – специализированные программы для определения тональностей. В то же время, растущая популярность гармонического сведения приводит к тому, что эта функция появляется и в компьютерных эмуляторах диджейской установки. Сказанное в первую очередь касается всем известных Virtual DJ и MixMeister .

Чтобы автоматически определить тональность трека в Virtual DJ, нужно сделать две вещи. Во-первых, нажми правой кнопкой мыши на заголовок таблицы треков в нижней части экрана и в появившемся меню поставь галочку напротив пункта Key. В таблице появится колонка Key, в которой позже будут отображаться тональности треков.

Наконец, почти как в Rapid Evolution, выдели нужные треки в таблице, нажми на правую кнопку мыши и выбери Scan for BPMs (см. справа). После недолгого анализа треков Virtual DJ отобразит их тональности в соответствующей колонке.

Пара слов о точности. Mixed In Key в действии я не пробовал, а о Rapid Evolution могу сказать, что он довольно надежен, но не всегда. Создатели RE утверждают, что программа правильно определяет тональность в 67-71% случаев, что, в общем-то, не так уж плохо. Тем не менее, RE определил тональность Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) из предыдущей статьи как D# вместо D#m.

За качество определения Virtual DJ я поручиться не могу, но в целом оно мне показалось удовлетворительным. Кстати, для определения тональностей композиций твоей коллекции лучше использовать одну и ту же программу. Опыт показывает, что даже если продукт и «врет» от случая к случаю, тональности, определенные им как совместимые (об этом – в следующей статье), часто оказываются таковыми и в реальности.

Базы данных тональностей в Интернете

MixShare . На сайте MixShare, откуда «родом» Rapid Evolution, имеется собственная база данных информации о треках. Она находится в разделе Music и, по всей видимости, была скомпилирована с использованием результатов анализа композиций вышеупомянутой программой.

Чтобы зайти в этот раздел, тебе придется зарегистрироваться, но это бесплатно и быстро. Касательно самой базы данных, то страничка сильно тормозит, и в ней я так и не смог найти ни одного из интересующих меня танцевальных треков. Более того, после пары поисков мой аккаунт был заблокирован за «превышение лимита трафика». Ну что ж, может, тебе повезет больше.

Harmonic Mixing Database . Создатель этого сайта пошел интересным путем. Он строит базу данных информации о треках, анализируя в Mixed In Key их отрывки на Beatport (онлайн-магазин танцевальной музыки). На момент написания этой статьи в базе сайта находилось около 400 тыс. треков, и найти интересующую тебя композицию представлялось вполне реальной затеей.

Отмечу, что данные о треках на Harmonic Mixing Database в общем кажутся более точными, чем результаты анализа Rapid Evolution. Это может свидетельствовать о небольшом превосходстве со стороны Mixed In Key.

Подозреваю, что определение тональностей треков уже снится тебе по ночам. Осталось узнать о самом интересном: как количество перевести в качество, или информацию о тональностях композиций – в умение создавать по-настоящему гладкие миксы. Об этом я и расскажу в последней статье цикла о гармоническом сведении.

Если вы хотите сделать ваши треки более музыкальными, но при этом не обладаете достаточными знаниями о тональностях, гаммах и гармониях, то наша статья точно для вас. Этот набор инструментов и хитростей поможет вам научиться добавлять мелодии и прописывать бас для любых ваших композиций, используя правильные ноты и не прилагая особых усилий.

Шаг 1: Определяем тональность вашего аудио

Если вы уже знаете в какой тональности играет ваш сэмпл или, скажем строите мелодию из скретчей, можете пропустить этот шаг. Часто, при использовании звуковых библиотек тональность сэмпла указывается в его названии (что-то вроде «С» или «Am») или если вы, к примеру, покупаете трек на сервисе вроде битпорта , то данные о тональности могут быть записаны в мета-данные трека.

Но если вы не знаете в какой тональности ваш трек и всё же хотите добавить в него пару-тройку музыкальных партий, вы должны это выяснить, чтобы не портить и музыку, и нервы. Есть достаточно много программ, которые помогают определить тональность песни, в том числе «Keyfinder «, который мы будем использовать в этой статье. Она бесплатна 🙂

Просто откройте программу, забросте в неё мышкой своё аудио и нажмите «Run Analysis». Тональность трека определится и будет показана справа. Кстати, можно забрасывать в программу сразу много файлов и определять тональность всех их сразу. Удобно, если хотите слепить что-то из кучи сэмплов или просто подписать их для удобства последующей работы. Кстати, вот чем я займусь как только допишу…

Итак, допустим, в результате мы имеем гитарный сэмпл в G-flat minor (Gbm). Это всё, что нужно, для того, чтобы переходить к следующему шагу.

Шаг 2: Выбираем правильные ноты

Теперь пора выбрать ноты, которые мы будим использовать для поставленных выше целей. Без паники, никаких особенных знаний музыкальной грамоты не требуется, пока у нас есть старая добрая Википедия! Всё, что вам нужно это скачать себе две картинки. Серьёзно?! Ну и автор не обидится, если вместо того вы добавите в избранное эту статью и будете её открывать при необходимости.

Первая картинка для мажорных гамм, вторая для минорных. Если вашему аудио соответствует ключ из минорной гаммы, то возле её названия добавляется маленькая «m» (как в случае с Gbm)

Если в названии только одна большая буква (например A или D)и может быть символы # — диез мажор и b — бемоль мажор, то это, соответственно относится к мажорным гаммам.

Конечно, их намного больше, но в основном в электронной музыке используются рассматриваемые нами тональности.



Обычно каждая тональность состоит из 7 нот, которые вы можете играть и которые будут звучать в тон. То что вы видете в левой колонке это названия самих тональностей, а вертикальные столбцы показывают (в клавишном стиле) подходящие для каждой из них ноты. Сверху, соответственно, названия нот. Так что фактически, таблица показывает какие ноты будут работать в отпределённой тональности. Цифры на нотках показывают их номер в данной тональности и то, какие из них мы захотим использовать в первую очередь 🙂

Если вы начинаете со скретчей, то в принципе можете взять любую из этих тональностей и наиграть на него нужные мелодии из предоставленных нот. Или же можно сначала просто что-то наиграть, а потом определить тональность и работать. Если нет миди клавиатуры, то можно сделать это и на обычной, а то и мышкой в piano roll.

Если вернуться к нашему семплу из первого шага и попытаться найти его тональность (Gbm) в таблице, то ничего не выйдет. Но не стоит паниковать, давайте посмотрим повнимательнее! Взглянув на ноту Gb, мы увидим, что это та же нота, что и F#. Получается, что Gbm = F#m, хоть и никакой математики! Обратите внимание на эту особенность, чтобы не путаться в будущем как с этой так и с другими тональностями.

Теперь самое время закрепить усвоенное на практике. Возьмите ваш сэмпл, определите тональность и создайте несколько удивительных мелодий. Вы в полной безопасности, пока используете ноты из таблицы!

А если вы решите записать басовую партию, то вам вообще теперь этом не будет равных!

Но на этом пока всё 🙁

В следующей статье мы поговорим об аккордах…

Есть в диджеинге такая вещь, до которой новички своим умом не всегда доходят. Это гармоническое сведение.

Для чего это нужно?

Это нужно, чтобы сделать микс лучше. Я считаю, что лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Для начала пример:

Нравится? Сомневаюсь:) Еще один пример:

Теперь понятно? :)

Как этого добиться?

Чтобы добиться эффекта и создать по-настоящему красивый и благозвучный переход между треками, нужно знать key этого трека (то есть его тональность), и каким образом стоит эти тональности чередовать.

Вообще говоря, все уже придумано и сделано за нас, нужно только пойти и взять.

Mixed In Key и Ко.

На сайте Mixed In Key можно купить (а где-нибудь в гугле найти бесплатно — вопрос религии) одноименную программу, которая сканирует музыкальную коллекцию и выдает на-гора список песен, которые можно свести красиво.

К слову, такую же функцию предоставляет MixMeister Studio и MixMeister Fusion (mixmeister.com), сохраняя полученное значение прямо в библиотеке (что гораздо удобнее, я считаю).

Traktor DJ Studio начиная со второй ветки тоже умеет запоминать (но не определять!) key в своей Track Collection. Может ли такое Ableton Live! — точно не помню, надеюсь на вашу подсказку:)

Гармонический круг и нотация Camelot

Некий Марк Дэвис (которому всем нам стоит сказать большое спасибо) придумал и записал нотацию Camelot, сгруппировав наиболее часто встречающиеся в европейской культуре тональности в своеобразные «часы»:

Для начала было бы неплохо попробовать просто свести треки, тональности у которых полностью совпадают.

Затем можно попробовать делать переходы на «час» вперед или назад. То есть, если исходный трек у нас D-flat Minor (12A), то следующим можно поставить A-Flat Minor (1A) или F-Sharp Minor (11A).

Еще один эксперимент — переходы из внутреннего круга во внешний в пределах одного и того же «часа», то есть из минор в мажор и наоборот. Тут нужно быть внимательным с настроением трека: посреди развеселого клаб-хауса не всегда можно влепить какой-нибудь дарк-электро:)

Объяснять на словах можно долго, но самый короткий путь — это непосредственно практика. Если медведь на ухо не наступил — то сразу станет понятно, что хорошо, а что плохо.

О чем следует помнить

На одном зарубежном форуме я наткнулся на пост, где говорилось о том, что продукты MixMeister распознают тональность с точностью до 70%, в частности, очень редко делают различие между мажорными и минорными. Тут уж пеняй на себя — уши никто не отменял, если «не звучит», надо брать дело в свои руки. На сайте той же Mixed In Key многие диджеи и продюсеры признались, что до этого пользовались фортепианной клавиатурой или синтезатором (что, кстати, способ гораздо более точный, хоть требует слуха и времени).

Еще одна тонкость — это зависимость «tempo-key». Надо знать, что если мы разгоняем или тормозим трек, то через каждые 6% скорости тональность будет меняться соответственно направлению. Если трек был исходно 140BPM и в тональности 12A, то затормозив его на 6% получим уже 11A.

Есть простое правило: если разность в скоростях меньше трех процентов, то тональность второго трека можно брать ту же самую. Если больше трех — на одну больше/меньше.

И помните, гармоническое сведение — не панацея для создания качественного микса, это всего лишь одна из составляющих. Творческую составляющую, а так же хороший вкус при выборе музыки для сета нельзя забывать ни в коем случае.

На данный момент мне известны два специализированных программных продукта, решающих задачу определения тональности. Первый из них – Mixed In Key , который благодаря продуманному маркетингу наделал немало шума в диджейском сообществе. Копия этой программы, заслужившей благосклонные отзывы таких звезд как Пит Тонг, на момент написания статьи стоила $58.

На данный момент она самая популярная программа, но это очень спорный вопрос на самом деле.

Второй продукт, находящийся в тени Mixed In Key, но от этого не менее интересный – тот самый Rapid Evolution , с которым мы уже знакомы. По своей функциональности он не уступает, а то и превосходит MIK, и при этом совершенно бесплатен.

Автоматическое определение тональностей в Rapid Evolution выполняется очень просто. Сначала нужно добавить интересующие тебя композиции в библиотеку программы. Для этого в главном окне нажми на кнопку add songs. В появившемся диалоговом окне нажми browse и выбери трек либо папку на диске. Наконец, нажми add all, чтобы добавить в библиотеку все треки папки.

Затем в таблице поиска выдели треки, тональности которых ты хочешь определить. Нажми на правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбери detect, а затем key, чтобы запустить процесс определения тональностей. Запасись терпением, т.к. на это потребуется некоторое время. В конце концов, в колонке key напротив названия треков появятся их тональности, определенные Rapid Evolution.

Кстати, RE умеет определять тональность не только музыкальных файлов на твоем компьютере, но и «живого» сигнала, поступающего с линейного входа звуковой карты! Это исключительно полезно, например, для определения тональностей треков твоей виниловой коллекции.

Как я уже сказал, Rapid Evolution и Mixed In Key – специализированные программы для определения тональностей. В то же время, растущая популярность гармонического сведения приводит к тому, что эта функция появляется и в компьютерных эмуляторах диджейской установки. Сказанное в первую очередь касается всем известных Virtual DJ и MixMeister .

Чтобы автоматически определить тональность трека в Virtual DJ, нужно сделать две вещи. Во-первых, нажми правой кнопкой мыши на заголовок таблицы треков в нижней части экрана и в появившемся меню поставь галочку напротив пункта Key. В таблице появится колонка Key, в которой позже будут отображаться тональности треков.

Наконец, почти как в Rapid Evolution, выдели нужные треки в таблице, нажми на правую кнопку мыши и выбери Scan for BPMs. После недолгого анализа треков Virtual DJ отобразит их тональности в соответствующей колонке.

Пара слов о точности. Mixed In Key в действии я не пробовал, а о Rapid Evolution могу сказать, что он довольно надежен, но не всегда. Создатели RE утверждают, что программа правильно определяет тональность в 67-71% случаев, что, в общем-то, не так уж плохо. Тем не менее, RE определил тональность Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) то, что выше, как D# вместо D#m.

За качество определения Virtual DJ я поручиться не могу, но в целом оно мне показалось удовлетворительным. Кстати, для определения тональностей композиций твоей коллекции лучше использовать одну и ту же программу. Опыт показывает, что даже если продукт и «врет» от случая к случаю, тональности, определенные им как совместимые, часто оказываются таковыми и в реальности.


Close