Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Мультимедийный урок в 7 классе

«Наследие Прометея. История возникновения осветительных приборов и разновидности современных ламп»

Тип урока : изучение нового материала, раздел «Электротехнические работы»

Цель: Знакомство учащихся с понятием осветительные приборы и электрические лампы, а также с историей их возникновения. Формирование элементарные знаний по подбору осветительных приборов для каждой комнаты жилого дома.

Задачи урока:

Обучающая:

Познакомить учащихся с различными видами электрических ламп.

Способствовать развитию элементарных знаний по подбору осветительных приборов для жилого дома.

Создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации осветительных приборов

Развивающая:

Способствовать расширению технического кругозора учащихся.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся бережного и экономного отношения к энергоресурсам.

Оборудование :

Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).

Основные понятия

Осветительные приборы. Виды электрических ламп.

Форма ведения урока

Диалог, объяснение, практическая работа.

Форма организации

Учебно-познавательная деятельность учащихся: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: физика и технология

Практическая работа на карточках с чертежом детской комнаты выполнить задание (расставить осветительные приборы в тех местах, где свет необходим, учитывая какой вид осветительного прибора подходит для каждой ситуации). Все ученики пописывают нужный вид прибора, один ученик выполняет работу на интерактивной доске.

Литература и другие информационные источники:

Дэй К. Места. где обитает душа, 2000

Емельянович И.И. Основные тенденции развития современного жилого интерьера, 1992

Коганов И. Свет в вашем доме. Домовой, октябрь 2005. С. 20-24

Школа и производство , 2009, №3

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

Учитель: Здравствуйте ребята! Откройте тетради и запишите тему урока: «Наследие Прометея. История возникновения осветительных приборов и разновидности современных ламп». (на интерактивной доске появляется слайд №1)

Тема нашего урока актуальна и имеет большое практическое значение. Мы познакомимся с различными видами электрических ламп. Проведем классификацию различных типов осветительных приборов и их правильного размещения в квартире.

Рассмотрим правила безопасного пользования электроосветительными приборами и использование энергосберегающих технологий в быту.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему тему урока я назвала наследие Прометея? Кто знает кто такой Прометей?

Ученик: Прометей – это титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям.

Учитель: Правильно, за это по приказу Зевса он был прикован к скале и обречен на постоянные муки. А сейчас мы не представляем себе существования без света, без электрической энергии и электроосветительных приборов.

III. Изучение нового материала.

Учитель:

Свет - это 50% вашего настроения и 75% уюта в доме. (на интерактивной доске появляется слайд №1)

Учитель: Запишите себе в тетради, что определяет свет (на экране интерактивной доски появляется слайд 2).

Он определяет очень многое:

- общую атмосферу жилища

- здоровье и психологическое состояние его обитателей

- эффективность работы

- красоту интерьера

Поэтому без правильного освещения не может быть здорового дома

Учитель: А сейчас я расскажу Вам историю возникновения осветительных приборов (на экране интерактивной доски появляется слайд 3).

Самым первым источником искусственного света был - очаг , который находился в центре пещеры. При необходимости бокового освещения помогал факел, который устанавливался в щели между камнями.

В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом

Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам. В чаши наливалось масло и в него опускался скрученный из растительных волокон фитиль.

Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Свеча изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска. Фитиль делали из хлопковых волокон. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов.

Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы "летучая мышь". Она ужасно коптила и не была, что называется, экологически чистой. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.

Учитель: Когда же появилась первая лампа? Ваши предположения?

Ученики: 18 век, 19 век.

Учитель: (на экране интерактивной доски появляется слайд 3).

Первая лампа появилась в 19 веке.В 1802 году русский изобретатель Василий Петров сделал потрясающее открытие. Если сблизить угольные стержни и пропустить ток, то между ними вспыхнет ослепительное пламя – электрическая дуга. Но такая лампа была очень не удобна, стержни постоянно нужно сдвигать.

Одновременно русский ученый Павел Николаевич Яблочков догадывается просто поставить стержни рядом, столбиком, и проложить между ними изолятор. В 1876 году «свеча Яблочкова» покоряет мир.

В тоже время появляется первая электрическая лампа накаливания американского ученого Томаса Эдисона , которой мы пользуемся и по сей день.

Учитель: А теперь надо узнать, как же работала первая лампа. Посмотрите внимательно на слайд. Учитель показывает схему и рассказывает по ней (на экране интерактивной доски появляется слайд 5). Лампы накаливания - являются устаревшим источником света. КПД в них составляет только 6-8%, и больше нагревают, чем освещают (дают 95% тепла и лишь 5% - света). К тому же, такие лампы имеют короткий срок службы.

Учитель : Давайте посмотрим , какие виды ламп существуют в настоящее время и в чем их плюсы и минусы (по порядку на интерактивной доске открываются слайды 6-10)

  1. Галогенные лампы (слайд 6)
  2. Люминесцентная лампа (слайд 7)
  3. Энергосберегающие лампы (слайд 8)
  4. Газоразрядные лампы высокого давления (слайд 9)
  5. Светодиоды (слайд 10)

Учитель: записываем вид лампы, а также преимущества и минусы работы каждой из видов ламп.

Учитель: Скажите мне какой вид ламп используют ваши родители для освещения вашей квартиры?

Ученики: Галогенные лампы, Энергосберегающие лампы. Светодиоды

Учитель : Если подвести итог, то в современном мире лучше всего использовать светодиодные лампы, они обладают высокой экологической и противопожарной безопасностью. Они не содержат в своем составе ртути и почти не нагреваются.

Наши глаза устроены так, что они видят предметы освещенными. При дневном солнечном свете - естественном освещении - этого достичь легко: практически в каждом помещении квартиры предусмотрено окно. С наступления сумерек искусственное освещение становится практически единственным источником света. Искусственное освещение призвано увеличивать суточный период бодрствование человека. Главное назначение освещения – создание благоприятных условий видимости и комфортности пребывания человека в помещении.

Существует три типа освещения, которые можно применять в своей квартире : общее, местное, декоративное (подсветка) и комбинированное . Главным освещением является общее . Оно равномерно наполняет

все пространство светом. Когда нужно осветить одну функциональную зону. или рабочую поверхность, применяют местное освещение . С помощью декоративного освещения можно привлечь внимание к особо интересным предметам интерьера (картине, скульптуре, аквариуму, коллекции). Для помещений небольшой площади, удобно комбинированное освещение- это совмещение общего и местного освещения отдельных зон.

Особую роль в этом играют светильники – бытовые приборы, предназначенные для освещения помещений и отдельных предметов. В зависимости от типа освещения выбирают различные типы светильников (на интерактивной доске появляется слайд 11).

Учитель: Ребята, зарисуйте себе эту схему; А теперь поговорим подробнее про каждый вид светильников (по порядку на интерактивной доске появляются слайды 12-17)

  1. Потолочные светильники (люстры – подвесы ) (слайд 12)
  2. Потолочные светильники (тарелки, даунлайты ) (слайд13)
  3. Напольные светильники (торшер ) (слайд 14)
  4. Настольные лампы (слайд 15)
  5. Настенные светильники и бра (слайд 16)
  6. Подсветка (акцентные и споты-точечные ) слайд 17.

Ученики записывают название осветительно прибора, а также на какие подвиды о делится и где применяется.

Учитель: Какой бы вид освещения мы не выбрали нужно знать правила искусственного освещения дома (на интерактивной доске появляется слайд 18). Запишите их в тетрадях.

Правила искусственного освещения:

Во-первых , света должно быть достаточно. Общая освещенность должна составлять от 15 до 25 Вт мощности ламп накаливания на один квадратный метр площади.

Во-вторых , он должен быть функциональным. Смотреть телевизор удобнее при приглушенном свете, принимать гостей - при ярком, заливающем всю комнату. В спальне предпочтительно освещение мягкое, рассеивающие, а на кухне - яркое, но равномерное.

В-третьих , свет должен быть удобным: никаких резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов - все это вредно для зрения.

Учитель: Современный дом невозможно представить без электричества. Тело человека проводит электрический ток. Электрический ток может причинить человеку огромный вред и даже вызвать смерть, поэтому очень важно соблюдать правила безопасной работы с электроприборами. Давайте подумаем с Вами, какие правила при использовании электроосветительных приборов могут спаси нам жизнь. Запишите себе Правила безопасного пользования электроосветительными приборами.

Учитель: Перед включением прибора в сеть убедитесь, что?

Ученики: не повреждена изоляция шнура и штепсельной вилки.

Учитель: Что еще вы знаете?

Ученики: Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

Включать и выключать электрические прибора можно только сухими руками.

При выключении прибора из сети необходимо браться не за шнур, а за штепсельную розетку.

Учитель : Любой ремонт или разборку электроприбора можно проводить только в том случае, если он выключен из сети.

Ручки инструмента, которыми пользуются для ремонта и разборки электроприборов, должны быть выполнены из изоляционных материалов.

Нельзя заменять электрическую лампу и протирать светорассеиватели (плафон), если светильник включен в сеть.

Нельзя применять самодельные светорассеиватели- это может вызвать пожар.

Учитель : Молодцы ребята! Часть правил вам уже была знакома, осталось запомнить оставшиеся.

Учитель: Следующий раздел нашего урока это правильный подбор освещения в каждой из жилых комнат. Сначала мы посмотрим презентацию, а потом и сами попытаемся выступить в качестве дизайнеров интерьера.

Правильное искусственное освещение в квартире – одно из требований успешного решения проблемы ее интерьера. С одной стороны, правильный подбор и расположение осветительных приборов в помещениях квартиры очень важен с гигиенический точки зрения, с другой – световые эффекты, которые они создают, увеличивают эстетические достоинства квартиры, которая становится более нарядной, светлой и теплой.

На интерактивной доске появляются по порядку слайды 19-26. Учитель комментирует по фотографиям реального интерьера комнат, где какие осветительные приборы необходимы.

  1. Прихожая (слайд 19)
  2. Ванная комната (слайд 20)
  3. Спальня (слайд 21)
  4. Гостинная (слайд 22)
  5. Кухня (слайд 23)
  6. Рабочие комнаты (слайд 24)
  7. Детская комната (слайд 25)
  8. Подъезды (слайд 26).

IV. Закрепление пройденного материала

Учитель: Я предлагаю вам выполнить практическую работу на карточках. На каждой карточке чертеж детской комнаты, вам необходимо расставить осветительные приборы в тех местах, где свет необходим, учитывая какой вид осветительного прибора подходит для каждой ситуации). Все ученики пописывают нужный вид прибора, один ученик выполняет работу на интерактивной доске.

V. Подведение итогов урока:

Учитель: Как видите вопрос освещения помещений непростойю И от правильно решения зависит и удобство вашего жилища и здоровье членов вашей семьи и эстетической восприятие жилища. Е пренебрегайте правилами, о которых мы говорили сегодня и ваш дом станет уютнее и комфортнее.

VI Выставление оценок и их аргументация

VI. Домашнее задание : Начертить план своей комнаты с указанием имеющихся осветительных приборов Оценить достоинства и недостатки освещения своей комнаты.


Обслуживающий труд

Раздел «Электротехника» 7класс

Урок по теме: "Электроосветительные и электронагревательные приборы".

Вид урока - комбинированный.

Цели:

    Дать представление о электроосветительных приборах и бытовых электроприборах; изучить устройство лампы накаливания, лампового патрона и штепсельной вилки; научить разбираться в устройствах осветительных приборах; познакомить с правилами электробезопасности;

План урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Изучение нового материала.

3. Знакомство с правилами электробезопасности.

4. Физ. минутка.

5. Итоги урока.

Ход урока

1. Сообщение темы урока. Мы продолжаем знакомство с электротехническими работами и в этом году познакомимся с электроосветительными и электронагревательными приборами, узнаем, как экономить электроэнергию, выучим правила ТБ работы с электроприборами.

2. Изучение нового материала.

· Актуализация знаний.

Какие вы знаете искусственные и естественные источники освещения? (Приложение, слайд 2,3,4)

Электрические лампы - самый удобный и безопасный . Электрическое освещение сохраняет зрение, помогает выполнять многие работы в темное время суток.

Каждый должен помнить, что нельзя относиться расточитель к расходованию электроэнергии, надо заботься об ее экономии.

Полезный свет естественный (солнечный), но в темное время приходится прибегать

к искусственному освещению.

· Знакомство с электроосветительными приборами


Вечером, когда на улице уже стемнело, вы включаете дома бытовые электрические светильники.

Любой светильник состоит из лампы и арматуры. В состав последней входят патрон, на котором крепится лампа; плафон-рассеиватель, для более равномерного распределения света, и отражатель, который концентрирует свет и направляет его в нужное место. Корпус светильника объединяет и скрепляет все названные части.

Патрон хорошего качества должен быть сделан из огнестойкого материала: термостойкой пластмассы, фарфора или металла. От этого зависит его долговечность и безопасность работы светильника. Очень важно, чтобы патрон был электробезопасным. Для этого в современных изделиях гильза цоколя не соединяется с контактами до тех пор, пока лампа не вкручена до конца, а когда это произойдет, поверхность цоколя оказывается прикрытой патроном и возможность поражения током практически исключается.

Отражатель тоже изготавливают из термостойких материалов. Металлические светильники более прочны и долговечны, чем пластмассовые. Внутренняя зеркальная поверхность отражателя может быть гладкой и фасетированной, то есть ячеистой, что делает распространение света более равномерным.

Плафон смягчает свет и защищает лампу от возможных повреждений. Он должен хорошо пропускать свет, чтобы сделать потери энергии минимальными. Существует много разновидностей плафонов: сделанные в виде полусферы, чаши, «лепестковые», открытые сверху и снизу, похожие на цилиндры и расширяющиеся колбы.

Корпус светильника придает всему осветительному прибору прочность и делает его удобным в обращении. Особые требования предъявляются к настольным лампам. Механизм крепления должен быть несложным в обращении, и обеспечивать размещение в любом удобном месте.

По виду создаваемого освещения выделяют такие типы светильников:

· бытовые и декоративные;

· общего и местного освещения;

· рассеянного и направленного освещения;

· прямого и отраженного освещения.

Существует также классификация светильников по типу используемых ламп:

· с лампами накаливания;

· с люминесцентными лампами;

· комбинированные.

В светильниках должны применяться лампы того типа и мощности, на которые они рассчитаны. Это необходимо учитывать при замене неисправных ламп. Суммарную мощность осветительного прибора нетрудно выяснить, и ее нужно брать в расчет при выборе светильников по условиям помещения, размеру и форме комнаты и требуемой освещенности. Получившееся значение нельзя превышать, иначе электропроводка может не выдержать слишком сильную нагрузку и перегореть.

По месту закрепления светильники бывают потолочные, настенные, напольные и настольные. Также существуют мобильные лампы, которые можно прикреплять в любом месте.

Наиболее распространены традиционные потолочные светильники. По месту размещения относительно поверхности потолка они делятся на подвесные, приповерхностные и встроенные. Последние дополнительно подразделяются на панельные и точечные.

Светильник - это световой прибор, предназначенный для освещения помещений, отдельных предметов и открытых пространств (улиц и т. д.).

Это люстры, настольные лампы, торшеры, бра и др. (Приложение, слайд 5 ). Конструкции светильников зависят от их назначения. Они могут быть изготовлены из металлов, пластмассы, цветного стекла и других материалов.


Источником света в бытовых светильниках служат лампы накаливания (Приложение, слайд 6 ).

Лампы вкручивают в ламповые электрические патроны, которые имеются в светильниках. Патроны соединяют лампы с электрической сетью, имеющейся в квартире. Ламповые патроны могут быть потолочными, настенными и подвесными.

В разъемном пластмассовом корпусе (Приложение, слайд 7 ) с помощью специальных выступов и кольцевого фланца крепится фарфоровый сердечник 1, на котором есть пружинные контакты 3 (центральный и боковой) с винтовыми зажимами 2 для крепления проводов. В корпусе 5 есть резьба 4 для завинчивания лампы.

У торшеров, настольных ламп, ночников провода, идущие от лампового патрона, заканчиваются штепсельной вилкой. Вставляя штепсельную вилку в розетку, подключают эти светильники к электрической сети. В последнее время применяются в основном неразборные штепсельные вилки, однако могут встречаться и разборные конструкции (Приложение, слайд 8 ).

Между вилкой и патроном обычно помещают электрические выключатели различных конструкций, которые предназначены для замыкания и размыкания электрической цепи, т. е. включения и выключения осветительных устройств.

На слайде 9 в приложении показана конструкция подвесного выключателя. В корпусе 4 расположены два неподвижных 2 и один подвижный контакт 1. Провода крепят к неподвижным контактам зажимными винтами 3. (Приложение, слайд 10 )

· ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (Приложение, слайд11 )

· Запомните новые термины: Бытовые электрические светильники, лампа накаливания, ламповый патрон, штепсельная вилка, выключатель.

Давайте подведем итог, после практической работы (Приложение, слайд12,13 ).

    Знакомство с устройством ртутной лампы

(Приложение, слайд 14).

Почему мы познакомимся с устройством ртутной лампы?

Какие ПТБ нужно соблюдать при использование ртутных ламп?

А какие еще вы знаете электрические лампы?

Знакомство с бытовыми электронагревательными приборами.

(Приложение, ПРЕЗЕНТАЦИЯ )

3. Давайте подведем итог нашего занятия

1. Что общего имеется в устройстве различных светильников и чем они отличаются друг от друга?

2. Какие светильники используют для освещения рабочего места швеи, повара, чертежника?

3. Назовите детали лампы?

5. Пути экономии электроэнергии.

6. Д/З

Познакомьте своих домашних с ПБТ и уходом за светильниками.

Спасибо, за урок девчата! Молодцы!!

Осветительная арматура - это светильник без источника света.

Она необходима для крепления лампы, перераспределения и преобразования светового потока, защиты глаз от слепящего света. Арматура в комплекте с источником света представляет собой светильник.

Ассортимент осветительной арматуры классифицируют по ряду признаков: по типу ламп - на арматуру для ламп накаливания и для люминесцентных ламп; по назначению - для общего, местного, декоративного, комбинированного, ориентационного (ночники) освещения, экспозиционную и специальную; по числу ламп - на одно-, двух-, трех- и многоламповую; по конструкции - на симметричные и несимметричные светильники с постоянным и переменным световым центром.

Симметричные светильники по характеру светораспределения делятся на пять классов - П - прямого света, Н - преимущественно прямого, Р - рассеянного, В - преимущественно отраженного, О - отраженного света; по типу кривых силы света (кривых распределения освещенности): на светильники концентрированные (К), глубокие (Г), косинусные (Д), полуширокие (Л), широкие (Ш), равномерные (М), синусные (С); по степени защиты от окружающей среды - на незащищенные, пылезащищенные, пыленепроницаемые, брызгозащищенные, струезащищенные, водонепроницаемые, герметичные; по классу защиты от поражения электротоком - О, 01, I, II, III классов; по пожаробезопасности - на светильники, устанавливаемые на сгораемый и несгораемый материал; по способу устан овки - на стационарные и нестационарные; по месту крепления стационарные - на потолочные, настенные, встраиваемые, подвесные, пристраиваемые, венчающие, консольные, торцовые; нестационарные - на настольные, напольные, ручные, головные; по видонаименованиям : на потолочные светильники (крепятся непосредственно к потолку); подвесные светильники (источники света располагаются на некотором расстоянии от потолка); настенные светильники - бра; напольные светильники - торшеры; настольные лампы; ночники (устанавливают для ориентации ночью на прикроватных тумбочках, в детских комнатах, в местах нахождения аптечки и т. п.); ручные фонари; по материалам рассеивателей - на стеклянные, пластмассовые, текстильные, деревянные, проволочные, металлические, из лозы; по конструктивным особенностям - с зеркальным, матовым и диффузионным отражением света.

Качество источников света и осветительной арматуры регламентируется соответствующими ТНПА. Оно обеспечивается правильностью упаковки, поэтому прежде всего проверяются целостность и стандартность упаковки, целостность изделий, комплектность. Изделия должны иметь однородное защитно-декоративное покрытие, быть правильно собранными, работоспособными, устойчивыми, без механических повреждений, следов коррозии, повреждений электроизоляции. Недопустимы несоответствие размеров цоколя требованиям стандартов, наличие непрозрачных дефектов на стеклянных колбах, коррозии на цоколе, оголенных токопроводящих жил.


Осветительные приборы

Фотовспышка
Фотовспы?шка (импульсный фотоосветитель, ИФО) - лампа, с помощью которой осуществляется мгновенное освещение объекта съемки при фотографировании.
Основным элементом современной фотовспышки является импульсная газоразрядная лампа. Импульсная газоразрядная лампа представляет собой запаянную стеклянную трубку, прямую, спиральную, дугообразную или кольцевую, наполненную ксеноном. В концы трубки впаяны электроды, а снаружи находится электрод зажигания, представляющий собой полоску токопроводящей мастики или кусок проволоки. Искровой разряд в лампе возникает при присоединении её электродов к относительно мощному источнику высокого напряжения (сотни вольт), обычно представляющему собой электрический конденсатор, накапливающий электрический заряд в промежутке между вспышками, и подаче на электрод зажигания высоковольтного (порядка тысяч вольт) импульса от импульсного трансформатора, что ионизирует газ в трубке, позволяя накопленному в рабочем конденсаторе заряду разрядиться. За время разряда, сопровождаемого интенсивной световой вспышкой с силой света в несколько сот тысяч свечей, напряжение на конденсаторе падает, и разряд прекращается. После этого конденсатор в обычных схемах питания импульсных ламп снова заряжается и при повторной подаче импульса на электрод зажигания лампа может дать следующую вспышку.
Существуют (и широко применялись ранее) химические фотовспышки. Наиболее распространённым типом были магниевые.
По признакам автоматизации фотовспышки делятся на:
неавтоматические, дающие заранее установленное количество света
автоматические, измеряющие освещенность собственным датчиком, либо датчиком, расположенным в фотоаппарате (англ. TTL, Through The Lens, - через объектив)
автоматические, измеряющие освещённость во время основного импульса или по предварительному, оценочному импульсу (E-TTL, англ. evaluative - оценочный).
По возможности работы с камерами различных производителей вспышки подразделяются следующим образом:
Системные, то есть подходящие только к фотоаппаратам одной определённой фирмы (системы). Такие вспышки как правило позволяют пользоваться TTL и/или E-TTL (P-TTL, S-TTL, i-TTL, D-TTL и т. д. в зависимости от системы.) замером освещённости, а также и другими расширенными функциями.
Универсальные вспышки с одним центральным контактом относительно системных недороги и широко распространены, однако необходимо крайне внимательно прочитать инструкцию к такой вспышке перед установкой её на камеру - многие из них построены по схемам с коммутацией высокого напряжения и такие вспышки нельзя ставить на современные камеры во избежание повреждения электроники аппарата высоким напряжением, а только на камеры с механическим затвором. Как правило мощность таких вспышек регулируется светочувствительным элементом в самой вспышке.
Существуют также универсальные вспышки со специальным разъёмом, подключить которые к камере определённого производителя можно через специальный системный переходник.
По расположению по отношению к фотоаппарату вспышки бывают:
Встроенные в фотоаппарат. Они обычно не очень мощные, за счёт близости к оси объектива дают «плоское» изображение, почти без теней, плохо выделяют структуру. Их основное преимущество - они всегда с фотоаппаратом и практически не увеличивают габариты и вес фотоаппарата. Их также очень хорошо использовать при съёмке в яркий солнечный день, для подсветки резких теней от солнечного света. Чем ближе к оптической оси, тем больше выражен эффект красных глаз. В данном случае он максимален.
Закреплённые на фотоаппарате. Они обычно мощнее встроенных. Дают тоже плоское изображение с резкими небольшими тенями. Многие, однако, имеют возможность поворота головки вверх (некоторые - и в сторону), благодаря чему можно направлять вспышку не непосредственно на снимаемый объект, а на белый потолок, или отражающий экран, и получить освещение, более напоминающее натуральное. Это также уменьшает эффект красных глаз.
Вспышки, не прикреплённые к фотоаппарату. Они дают возможность гибко менять условия освещения в зависимости от замыслов фотографа. Например, для получения мягкого освещения, можно направлять вспышку не непосредственно на снимаемый объект, а на белый потолок, или отражающий экран, и получить освещение, более напоминающее натуральное. Управляются такие вспышки либо посредством кабельного соединения с камерой, либо беспроводным способом (ИК, управляющей вспышкой, радио). Таким способом можно управлять одновременно несколькими вспышками, появляется возможность освещать объект с разных углов и создаются лучшие условия освещения по сравнению с другими вспышками.
Макровспышки. Для макросъёмки применяются фотовспышки в виде кольца либо парной системы вспышек на кронштейнах, которые устанавливаются на объективе. Закреплённые на фотоаппарате вспышки для макросъёмки малоэффективны: объектив загораживает вспышку.
По возможности беспроводного управления:
Способные работать в режиме как ведущей, так и ведомой. Встречаются как среди системных, так и среди универсальных. Первые позволяют управлять (и могут быть управляемы) различными расширенными возможностями - мощностью импульса, создавать группы вспышек с разными каналами управления, замерять освещённость объекта съёмки; вторые просто срабатывают по импульсу ведущей вспышки.
Способные работать только в режиме ведомой - как правило это системные вспышки среднего уровня. Тем не менее, в ручном режиме работы (без использования предвспышки) они могут использоваться в качестве ведущей для универсальных вспышек.
Способные работать только ведущей. Это либо специализированные системные управляющие вспышки, дающие управляющий ИК-импульс, но не дающие основной вспышки, либо самые простые вспышки, которые своим основным имульсом могут запускать ведомые (универсальные).
В некоторых случаях в качестве вспышки используется стробоскоп (некоторые вспышки могут работать в таком режиме с понижением мощности импульса) при длительно открытом затворе и низкой общей освещённости. Такой вид съёмки используют тогда, когда надо зафиксировать на снимке фазы движения объекта съёмки (например, как кошка падает на лапы).
Параметры
Основная характеристика - ведущее число, расстояние, на котором достигается нормальное освещение при чувствительности пленки 130 ед. ГОСТ (140 ISO; 22-23 DIN; 110 Вестон; 180 Дженерал Электрик) и числе диафрагмы 1.

При изменении чувствительности плёнки вдвое ведущее число меняется в 1,4 раза (корень квадратный из 2).
Пример расчёта
Исходные данные
Ведущее число: 24
Плёнка: 800 ед. ISO
Расстояние: 15 м
Пересчёт ведущего числа:
Ближайшее стандартное значение числа диафрагмы: 4
Обычно неавтоматические фотовспышки имеют на задней стенке либо таблицу для упрощения расчётов, либо простейший механический калькулятор диафрагмы, устроенный по принципу арифмометра. Более сложные вспышки могут иметь и автоматический калькулятор диафрагмы, результаты которого выводятся на встроенный ЖК экран.
Применение
Недостаточная освещённость - наиболее частое (хотя и наиболее неудачное) применение фотовспышки. В этом случае вспышка обычно освещает объект съёмки со стороны фотоаппарата, и поэтому изображение получается «плоское», структура и рельеф выделяются слабо. Перемещение вспышки на расстояние от фотоаппарата проблему не решает, потому что хоть и появляются рельеф и тени, но тени, как правило, очень резкие и глубокие, с плохой проработкой деталей. Такие снимки выглядят очень непрофессионально. Иногда спасает положение, если недалеко от предмета съемки находится светлая отражающая поверхность (иногда можно использовать потолок), и тогда свет от вспышки, отразившись от этой поверхности, может создать более мягкий рисующий свет.
Подсветка теней - если съёмка ведётся в яркий солнечный день, то получаются очень контрастные глубокие тени. Использование вспышки для подсветки теней позволяет смягчить их, и сделать изображение более мягким. В этом случает надо быть осторожным, если в фотоаппарате фокальный затвор, и при ярком солнечном свете длительность выдержки может оказаться такой, что затвор полностью не открывается (например, в шторно-щелевом затворе при коротких выдержках движется щель) - тогда снимать со вспышкой невозможно, так как свет вспышки попадёт только на часть снимка. Некоторые современные вспышки компенсируют это, производя большое число слабых импульсов.
При съёмке против яркого заднего освещения (например, человек в комнате против яркого окна) вспышка позволяет подсветить передний план.
Спортивная и репортажная съёмка. При съёмке быстро движущихся предметов, вспышка позволяет снимать с очень короткими выдержками (если тип затвора позволяет снимать такими выдержками со вспышкой). Это помогает бороться со «смазыванием» быстро движущихся предметов.
При съёмке в студии применяются комбинированные осветители, состоящие из мощной вспышки и источника постоянного « моделирующего» света, который позволяет фотографу оценить будущую картину освещения.

Экспонометры
Экспоно?метр (лат. expono) - прибор, приспособление или таблица для вычисления параметров экспозиции (времени выдержки и числа диафрагмы) в фотографии и кинематографе.
Экспонометры делятся по типу устройства на:
Табличные
Представляют из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Практический смысл имеют только при условии достаточно большой фотографической широты применяемого фотоматериала. Применяются также в форме установки экспозиции по символам погоды на шкальных фотоаппаратах («Смена-Символ», «Агат-18»).
Оптические
Приборы, в которых основным сравнивающим элементом является глаз человека.

Считывание времени выдержки или числа диафрагмы производится визуальным сравнением яркости соответствующих цифр с яркостью оптического клина переменной плотности. Основной недостаток - зависимость чувствительности глаза от общей окружающей освещённости, что может приводить к большим погрешностям. Сейчас практически не используются («Оптэк»).
Уравнивание яркости двух полей сравнения, одно от измеряемой сцены или источника света, второе - от эталонной лампы. Находит применение в системах копирования изображений.
Фотоэлектронные
Поток света воспринимается электронным фотоэлементом, и необходимое значение считывается со шкалы по отклонению стрелки или с цифрового индикатора.
В свою очередь, их можно разделить на:
Селеновые
Приборы, использующие фотодиоды на основе селенового фотоэлемента, - не требуют батарей (необходимая ЭДС вырабатывается фотоэлементом), имеют наиболее простую электрическую схему, но обладают невысокой чувствительностью и необратимо деградируют при воздействии слишком яркого светового потока (увеличивается погрешность); (Экспонометры «Ленинград-1,2,4,7,8,10», экспонометры на фотоаппаратах «Киев-3,4», на некоторых Зенитах и ФЭДах).
Фоторезисторные
Приборы, использующие фоторезисторы в качестве датчика, а в некоторых случаях фотодиоды в режиме обратного тока. Простейшая схема такого экспонометра строится по мостовому принципу, и сопротивление датчика сравнивается с эталонными, переключаемыми калькулятором выдержки и диафрагмы. Индикатором служит гальванометр, показывающий направление вращения калькулятора выдержек. Большее распространение получили более сложные схемы с активными элементами (транзисторами), в качестве индикатора для повышения механической надёжности стали применяться светодиоды, а калькулятор связан обычно с переменным резистором. («Свердловск-2» и «Свердловск-4»). Имеют наилучшую чувствительность и линейность характеристики, низкое потребление.
Цифровые
Содержат обычно такой же датчик, как и фоторезисторные, однако сигнал с него оцифровывается и обрабатывается в дальнейшем микропроцессорным устройством. Отличаются большей гибкостью и диапазоном возможностей измерения, но существенно большим потреблением энергии от батарей.
Приборы, измеряющие освещённость (количество света, падающего на объект) или яркость (количество отражённого от объекта света), причём яркомеры делятся по углу замера на приборы, имеющие большой угол замера (около 45 градусов), и узконаправленные - спотметры (англ. spot - пятно) с углом около 1 градуса, и считаются наиболее профессиональными.
Схожие приборы.
Сходный с экспонометром прибор - флешметр используется для измерения освещённости при съёмке с использованием вспышки. Флэшметры могут измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка при съёмке со вспышкой оказывает мало влияния на количество света, попадающего к светочувствительному материалу, по флешметру определяют только значение диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение выдержки синхронизации, которая определяется конструктивными особенностями затвора.
Более универсальный прибор - мультиметр - вобравший в себя возможности, а также способный их сочетать, от экспометра и флэшметра - работать, соответственно, при постоянном, импульсном, а также смешанном освещении.

Литература
1. Экспонометр // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. - М.: Советская энциклопедия, 1981.
2. Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съемка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М., «Искусство», 1977.
3. Справочник фотолюбителя. - М.: Искусство, 1961.
и т.д.................


Close