Лучшие работодатели из самых разных отраслей от ритейла до нефтедобычи в последнее время стремятся брать на работу только кандидатов с высоким потенциалом – а чтобы его выявить, прогоняют соискателей через многоступенчатые процедуры отбора. В итоге столкнуться с кейсом на собеседовании придется не только тем, кто хочет во что бы то ни стало попасть в управленческий консалтинг. Мы собрали информацию о том, как проходят кейс-интервью и что нужно сделать, чтобы к ним подготовиться.

Если вы хотите работать в известной компании и на хорошей позиции, нужно понимать, что рано или поздно с кейс-интервью вы столкнетесь - если не во время отбора, то на этапе продвижения в компании.
На кейс-интервью все становится понятно: интервьюер видит, как вы знаете отрасль, как умеете искать информацию и анализировать, какой опыт у вас есть, что вообще вы собой представляете.
Готовиться к решению кейсов действительно нужно: непосвященного человека такой тип задания запросто может выбить из колеи. Бизнес-кейсом называют реальную ситуацию из жизни некой компании, которую нужно комплексно проанализировать, чтобы предложить собственный эффективный и, желательно, оригинальный способ улучшить положение. Причем рекрутеры будут ожидать, что вы разберетесь с со всей массой полученной информации, проникнете в самую суть проблемы и найдете верный путь максимально быстро и уверенно.
Все виды отбора, во время которых используются кейсы, можно условно разделить на пять типов: 1) онлайн-тесты на основе кейсов, 2) брейнтизеры, 3) индивидуальные кейсы, 4) командные задания, которые даются на ассессмент-центрах, 5) кейс-чемпионаты. Все они призваны испытать вас на деле, и к каждому из них нужно готовиться со всей ответственностью.

Планируете поучаствовать в отборе в топовую компанию в этом году? Учтите: на собеседовании вам могут предложить решить бизнес-кейс, и готовиться к нему следует начинать минимум за 3 месяца. Неделю-две вы потратите на изучение теории, поиск и чтение книг, еще пару недель проведете за пробными интервью, а затем вам стоит для тренировки походить на интервью в компании, в которые вы на самом деле не так уж и хотите устроиться.

Теория

3. Научиться раскладывать сложное на простые части . Интервьюер будет внимательно следить за ходом ваших мыслей, и успех здесь зависит именно от того, как вы умеете разбивать самый сложный кейс на простые компоненты.

5. Иметь широкий кругозор . Вы можете понять все принципы решения кейсов, но без большой эрудиции - никуда. Вы должны хорошо разбираться в географии, экономической ситуации в мире и отдельных государствах, правильно оценивать демографические особенности разных стран и регионов. Это, пожалуй, самое сложное: такой объем информации не запомнишь даже за пару недель. Следите за новостями политики и экономики, играйте в викторины на своем смартфоне, пролистайте школьные учебники по географии, смотрите документальные фильмы, а главное - больше читайте. Только так можно стать настоящим эрудитом.

6. Уметь быстро считать в уме . Для эффективного решения кейса вам нужно развить хорошие математические навыки. На интервью соображать придется очень быстро, калькулятор вам могут и не дать, а подсчеты столбиком на бумажке будут выглядеть непрофессионально. Для тренировки можно использовать любую свободную минуту – например, складывать в уме номера автомобилей, когда вы идете по улице, или решать задачки в удобных мобильных приложениях типа Elevate .

7. Прочитать лучшую литературу о кейсах . Во-первых, возьмите на вооружение сайт Preplonge.com, на который мы уже ссылались выше. Во вкладке Consulting Skills собрана вся информация о прохождении кейс-интервью: в BootCamp вы найдете статьи, а в Media Library – видео. Также обязательно почитайте:

  • Кеничи Омайе. «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски» (Kenichi Ohmae, The Mind of the Strategist: The Art of Japanese Business)
  • Майстер Д., Галфорд Р., Грин Ч. «Советник, которому доверяют» (David H. Maister, Charles H. Green, Robert M. Galford, The Trusted Advisor)
  • Минто Б. «Принцип пирамиды Минто» (Barbara Minto, The Minto Pyramid Principle: Logic in Writing, Thinking, & Problem Solving)
  • Александр Остервальдер, Ив Пинье. «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» (Alexander Osterwalder, Yves Pigneur, Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers)
  • Марк Козентино. «Про кейсы» (Marc Cosentino. «Case In Point»)
  • Карл Стерн, Майкл Даймлер. «Подход BCG к стратегии» (Carl W. Stern, Michael S. Deimler. «The Boston Consulting Group on Strategy»)
  • Итан Расиэл, Пол Фрига. «Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем»(Ethan Rasiel, Paul N. Friga, The McKinsey Mind: Understanding and Implementing the Problem-Solving Tools and Management Techniques of the World’s Top Strategic Consulting Firm)
  • Виктор Ченг. «Повторяй за мной» (Victor Cheng, Look Over My Shoulder)

Практика

Практика. Практика. Практика! Освоив всю теорию, следующие пару недель вы обязательно должны посвятить решению кейсов и пробным интервью, в том числе и вполне настоящим - правда, в тех компаниях, куда вы на самом деле не очень хотите. Последнее важно, потому что с первого раза успешно пройти кейс-интервью получается далеко не у каждого, а в некоторых компаниях, таких как McKinsey или BCG, этого шанс выпадает всего пару раз в жизни. Лучше набить все шишки заранее, при отборе в совершенно другую компанию, чтобы во время решающего интервью быть максимально уверенным в своих силах.

1. Самостоятельное решение кейсов . Обязательно посмотрите примеры заданий на case-интервью на сайтах самих компаний – например, кейсы BCG с их разбором можно найти здесь:http://careers.bcg.com/join/practice_cases.aspx . Есть и независимые кейс-буки – например, от бизнес-школ Wharton и Kellogg, кроме того, студенческие клубы Гарварда и Стенфорда каждый год выпускают свои case books с реальными примерами. Ваша практика ни в коем случае не должна строиться на запоминании кейсов. Обязательно распишите свое решение, отдайте его на проверку знающему человеку и добейтесь от него развернутых комментариев.

2. Пробные интервью . Для самых упорных кандидатов есть специальные сервисы, которые позволяют потренироваться под руководством настоящего консультанта, например, – он платный, но вы имеете право воспользоваться скидкой от Changellenge >>. В разделе Case Practice > Meet Candidates вы можете познакомиться с опытными консультантами, выбрать себе наставника, связаться с ним по скайпу и попробовать решить кейс. Только в этом случае можно говорить, что вы действительно перешли от теории к практике - но главное, вы получите подробную обратную связь и сможете учесть все свои слабости и сильные стороны при дальнейшей подготовке.

3. Интервью в компаниях с меньшим приоритетом . Подавайте заявки на все возможные программы развития, для попадания на которые следует пройти несколько этапов - тест, ассессмент-центр, индивидуальное интервью... То, что не убивает, делает нас сильнее, а те собеседования, которые мы не смогли пройти, готовят нас к следующим успешным интервью. Вы не потеряете ничего, кроме времени, зато приобретете бесценный опыт и будете гораздо меньше паниковать перед самым важным для вас интервью и решением кейса.

Если вы мечтаете о высшей консалтинговой лиге (о BCG или McKinsey, например), то есть большая вероятность, что вы не успеете подготовиться и за три месяца. Помните, что по факту попасть в такие компании можно только будучи студентом последних курсов, совсем свежим выпускником или уже человеком, получившим MBA. Чтобы не упустить свой шанс, начните серьезную подготовку за 2-3 года. Погружайтесь в бизнес, узнавайте о разных отраслях, учитесь быть командным игроком и выступать перед топ-менеджерами на кейс-чемпионатах – как тех, что проводят сами консалтинговые компании, так и независимых. Такая практика в целом очень эффективна, потому что помогает заранее всему научиться и не провалить самое важное интервью в жизни.

И, конечно, участвуйте в кейс-чемпионатах. На них вас научат решать кейсы, а цена ошибки очень невелика. Ошибаться на чемпионате вообще полезно – вам укажут на недоработку и объяснят, в каком направлении стоит развиваться. А если вы покажете отличный результат, та компания, чей кейс решается на чемпионате, может сразу пригласить вас на этап кейс-интервью, не тратя времени на другие этапы отбора.

Онлайн-тесты на основе кейсов

Problem Solving Test (PST) и его аналоги – это своего рода заочные кейс-интервью с вариантами ответов. PST позволяет рекрутеру заранее узнать, в какой мере кандидат готов работать с реальными бизнес-ситуациями, и одновременно позволяет увидеть, хорошо ли участник воспринимает информацию в письменном виде и в больших количествах. Такие тесты проводятся по-разному – например, при отборе в McKinsey нужно будет приехать в офис и ответить на вопросы теста именно там, а BCG иногда устраивает онлайн-тестирование для кандидатов прямо в вузах.

Как подготовиться? Соискатели с опытом прохождения советуют прежде всего потренировать свои навыки расчетов и обязательно пройти пару пробных тестов. Найти их можно на страницах самих компаний – например, с сайта McKinsey можно скачать документ с подробным описанием Problem Solving Test и пробными задачками (), пример BCG Potential Test также можно найти в свободном доступе (ссылка >>). Пробные варианты помогут разобраться в основных принципах этого этапа и не дадут растеряться во время самого тестирования. Других советов по подготовке вряд ли можно ожидать, так как все тесты – разные, и проверяют они в первую очередь общий бизнес-кругозор, умение считать и делать выводы из данных.

Брейнтизеры

Брейнтизеры – небольшие задачки, связанные с нестандартными расчетами. Например, в обычной жизни никому не придет в голову считать, сколько шариков для пинг-понга влезет в «Боинг 787» - то есть кандидат заведомо окажется перед незнакомой ему проблемой. Когда во время собеседования вам дадут брейнтизер, большая точность не будет иметь решающего значения. Главное – продемонстрировать несколько нетипичных подходов к решению задачи, безупречную логику рассуждений, умение мыслить в нестандартной ситуации и быстро считать в уме. Ту же задачу о «Боинге» и теннисных шариках можно решать, и не зная точных цифр о габаритах самолета и диаметре шаров - достаточно все хорошо прикинуть и сделать все необходимые расчеты, причем вслух, чтобы интервьюер услышал, как вы рассуждаете: «Ширина салона – скажем, метров 6, то есть радиус сечения – 3 метра, а площадь – 3*3*3,14 – примерно 28 метров. Длина салона – 60 метров, значит, объем его примерно равен 1 700 кубическим метрам, или 1 700 000 000 кубическим сантиметрам. Радиус теннисного шарика – сантиметра 2, значит, объем примерно равен 33 кубическим сантиметрам. Получается, что в салоне можно уместить около 50 000 000 шариков – и давайте уберем 15%, поскольку между ними будет оставаться пустое пространство. Думаю, ответ – 38 миллионов шариков».

Индивидуальные кейсы

Индивидуальные кейсы – это, пожалуй, самое сложное. Существует целое множество их разновидностей: Profitability Case, Growth Strategy, Market Sizing, Pricing, – и это далеко не полный список (смотри информацию по ссылке >>).
Условно все индивидуальные кейсы можно разделить на два подтипа. В первом случае все задание кейса и сопутствующая информация выдаются интервьюером сразу же, остается лишь все проанализировать и предложить свое обоснованное решение. Часто такие кейсы даются именно в письменном формате – так, например, делают в BCG. Вы получите пару листов A4, на которых будет собрана вся нужная информация о компании и отрасли. Если речь пойдет о повышении доходности розничного сегмента коммерческого банка, у вас на руках могут оказаться финансовые показатели за несколько прошедших лет, основная информация о продуктах, факты о количестве отделений и сотрудников в разных городах, и, конечно, сама задача кейса. Вам нужно будет лишь заняться ситуационным анализом.
Во втором случае приходится играть в вопросы и ответы: интервьюер дает только самую общую задачу, а выяснить все детали, важные для решения, нужно самому кандидату. Здесь важно задавать правильные вопросы – интервьюер будет оценивать, насколько хорошо у вас развиты research skills и коммуникативные навыки.
80% компаний, испытывающих претендентов с помощью кейсов, предлагают задания, связанные со сферой своей деятельности. Если вы собеседуетесь в FMCG, то речь будет идти о производстве и продажах товаров народного потребления, если вы хотите попасть в банк, думать нужно будет о реалиях банковского дела. Но есть и компании, которые любят давать кейсы на отвлечённую тему - во время отбора на стажировку одного инвестиционного банка часто дают кейсы, не связанные с банковской сферой вообще.

Как подготовиться? Изучите универсальные схемы, по которым рекомендуют решать кейсы консалтинговые компании. Например, на сайте McKinsey есть примеры кейсов с подробными разборами решений – http://www.mckinsey.com/careers/join_us/interview_prep . Начинать рекомендуется с выяснения нужных подробностей – именно на этом этапе вы и будете задавать интервьюеру вопросы об отрасли, самой компании, а также уточнять, правильно ли вы поняли поставленную задачу. Подготовиться к этому этапу лучше всего помогут тренировки с реальным партнером, в идеале – с тем, кто уже проходил кейс-интервью и все видел своими глазами. Очень важно также побыть в роли интервьюера и посмотреть, как сверстники будут справляться с той же задачей. Взгляд со стороны поможет понять, чего именно от вас будут ожидать.
После выяснения нужных для начала деталей следует озвучить план будущего решения и определить, будете ли вы пользоваться известным методом или пойдете по собственному пути. Для 80% кейсов можно применить распространенные консалтинговые фреймворки, которые помогут структурировать размышления и прийти к правильному решению. Однако никто не мешает вам найти собственный оригинальный метод – если все получится хорошо, ваша изобретательность произведет на интервьюера отличное впечатление. Почитайте книгу «Case Interview Secrets» Виктора Ченга – она научит думать вне шаблонных подходов (ссылка >>).
Озвучив план решения, нужно переходить к собственно анализу и оценке ситуации. Набить руку помогут пробные кейсы, которые можно найти в открытом доступе.
Наконец, вам останется лишь подвести итоги и сформулировать собственные рекомендации. Вы должны будете рассказать все о том, как вы поняли ситуацию, в чем видите проблему, предложить несколько путей ее решения и выделить самый эффективный. Важно не только не ошибиться, но и выступить убедительно и ясно – уверенно подойти к этому этапу помогут все те же тренировки с живым партнером. Лучше - с опытным интервьюером с .

Командные кейсы

Командные кейсы встретятся вам во время этапа отбора на ассессмент-центре. Вы будете разбирать задачу вместе с совершенно незнакомыми людьми, которые к тому же являются вашими конкурентами. Здесь в первую очередь обращают внимание на вашу способность работать в команде, умение привести ее к единому решению в сложной ситуации и аргументированно отстоять свою позицию. При этом нельзя быть ни пассивным звеном в команде, ни выскочкой, который мешает всем продуктивно работать.
Вообще, не существует универсальной роли: разным компаниям требуются разные типы сотрудников. Например, в консалтинге нужны исполнительные, грамотные командные игроки и лидеры, а в FMCG ищут людей, которые выдают нестандартное решение и способны убедить в нем остальных. Темы кейсов для командного решения похожи на темы индивидуальных интервью.

Как подготовиться? Шансов, что вам попадется идеальная команда, совсем немного. Нужно учиться работать с разными людьми, а в особо тяжелых случаях – бороться и с собственной застенчивостью. Самый лучший способ тренировки – это практика. Во-первых, стоит подать резюме в максимальное количество компаний, что используют асессмент-центры на этапах отбора. Кроме того, вы можете принять участие в кейс-чемпионатах. Дополнительный плюс таких соревнований – возможность получить обратную связь о ваших навыках решения кейсов и командной игры от судей, которыми обычно являются топ-менеджеры крупнейших компаний от Альфа-Банка до Unilever.
Продолжение следует!

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!


  • Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны

Теги

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Вопрос задают, как правило, студенты, впервые столкнувшиеся с этим термином. Однако это понятие становится популярным в бизнес-сообществах. Перед тем, как ответить на вопрос о том, что такое кейсы и привести примеры их решения, углубимся в историю происхождения термина.

Появление кейсов

Впервые понятие появилось в еще в 1924 году. Профессоры престижного вуза поняли, что учебники предыдущих лет не способны подготавливать выпускников современных профессий. Методички и пособия, которые актуальны на данный момент времени, еще не созданы, а предыдущие уже устарели. Тогда профессоры и продумали бизнес-кейсы - актуальные задачи современности, которые необходимо было решить выпускникам. Для этого в Гарвард приглашали владельцев бизнеса, которые подробно инструктировали аспирантов. Предприниматели на семинарах рассказывали о реальных проблемах, с которыми их компании сталкивались. После этого аспиранты должны были найти свое решение этих проблем. Особенность такого обучения в том, что правильных ответов нет. Необходимо просто найти оптимальный выход из сложившийся ситуации. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает индивидуально.

Новаторство профессоров Гарварда оказалось эффективным. Выпускники уже на выходе фактически имели подобие опыта. Они знали проблемы и задачи успешных компаний, легко могли справляться с поставленными задачами. Фактически решение кейсов студентом давало ему реальную практику в стенах университета. Поэтому с середины двадцатого века этот метод получил распространение по всему миру.

Появление в России

В нашей стране даже с распадом социалистической системы в девяностых годах прошлого века система образования долго существовало по накатанной. Страны уже нет, а учебники СССР есть. Даже учебники по истории КПСС с Лениным на обложках окончательно исчезли только к середине девяностых годов двадцатого века, не говоря уже о других дисциплинах.

И только гг. кейсы по менеджменту стали появляться в ведущих вузах нашей страны. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Особо популярными у школьников и студентов являются клуб МГТУ им. Э. Баумана, центр карьеры НИТУ «МИСиС» и др.

Итак, что такое кейсы? Подробнее перейдем к самому понятию.

Понятие

Кейс (от лат. casus) - необычайная ситуация, проблема, решение которой нельзя найти в учебниках. Более точная интерпретация термина «казус» - проблема, требующая решения, однако в русский язык этот термин пришел из английского, в котором латинское слово casus произносится как «кейс».

Учащимся моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной, и они должны найти решение. Суть в том, что правильного ответа нет. Есть лишь мнение преподавателей и реальный выход из этой ситуации, если кейс, конечно, был взят из жизни. Оцениваются методы решения, рассуждения, коллективное обсуждение и т.д.

Итак, что такое кейс, мы пояснили, теперь перейдем к целям.

Цели

Несмотря на то что темы кейсов могут отличаться друг от друга, само моделирование, как правило, имеет общие цели:

  1. Проверка интеллектуальных и аналитических данных учащихся.
  2. Выработка аргументации своей позиции.
  3. Выработка устойчивости к стрессовой ситуации.
  4. Обучение навыкам тайм-менеджмента.
  5. Развитие коммуникационных

Кейсы при собеседовании

Данный метод используют не только в образовательных учреждениях. Сегодня многие фирмы применяют его во время собеседования. С каждым днем работодатель все меньше смотрит на резюме соискателя, на уровень его образования, опыт работы и т.д. Достаточно предложить кандидату на должность несколько кейсов, и о человеке всё становится ясно лучше разных бумажек и рекомендаций.

Конечно, это не значит, что образование и опыт не имеют значение. Без них и вовсе можно не добраться до стадии решения кейса. Однако именно последняя стадия становится решающим фактором при выборе сотрудника. В этом плане выделяется компания Google, которая разрабатывает свои методики по моделированию кейсов. Они индивидуальны для каждой вакансии. Опыт работы, уровень образования не помогут кандидату в том случае, если он не может решать кейсы. А они порою поражают воображение своей обманчивой простотой.

Примеры кейсов

Приведем пример. Компания столкнулась с проблемой эффективности работы сотрудников в отделе продаж. Работают три человека. Первый работает с 70% клиентов, второй - с 20%, а третий - с 10%. При этих показателях выше всех продажи показывает второй, однако он работает только с постоянными клиентами. Третий же, наоборот, работает только с новыми клиентами, тогда как первый работает как с новыми, так и с постоянными. Задача для управляющего - в том, чтобы увеличить план продаж и перераспределить поток клиентов таким образом, чтобы фирма получала максимальную прибыль.

Для решения этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие возможности улучшения могут быть в данной ситуации?
  • Какие нормативы могут помочь в перспективе улучшить результаты работы каждого продавца и отдела продаж в целом?

Возможно, первый продавец эффективнее всего работает с новыми покупателями, либо с постоянными. Стоит также попробовать поменять местами второго и третьего продавца. Т.е. второй будет работать только с новыми, а третий - только с постоянными. Возможно, у них наступил профессиональный кризис, и нужна смена обстановки.

Второй пример

На должность руководителя отдела по управлению персоналом проводится собеседование. У кандидата обязательно должно быть такое качество, как умение проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов. Предлагается решить следующий кейс: генеральный директор настоял на том, чтобы на фирму взяли дочь влиятельного человека. Предыдущий управляющий дал ей должность секретаря-референта. Сама девушка никак не проявляла себя, с компанией себя не отождествляла и к карьерному росту у неё стремления не было. К этому добавляется отсутствие опыта работы на других предприятиях.

За время работы основными ее навыками стали: прием входящих документов, ведение учетных записей, расфасовка по папкам документации. Через полгода освободилось место ведущего специалиста по документообороту. Генеральный директор настоял на том, чтобы данную должность заняла эта девушка. Однако на предприятии много других сотрудников, которые заслужили повышение. В этой задачи соискателю необходимо сделать выбор: либо идти против генерального руководства, либо работать с недовольным коллективом.

Возможно, кандидат найдет приемлемый вариант как для генерального директора, так и для коллектива. Примеры кейсов не имеют правильных решений. Каждый случай индивидуален.

Существуют не только бизнес-кейсы, но и кейсы в других отраслях: педагогике, медицине, юриспруденции. В каждой профессии можно смоделировать проблемную ситуацию.

Описание: Группе передают информацию в виде фактов, основывающихся на реальной ситуации и просят обсудить проблемы, проанализировать вопросы и дать рекомен­дации. Кейс обучает принимать решения или отрабатывать новый навык на основе анализа вводной информации. Кейс создается тренером заранее на основе информации, полученной при подготовке тренинга. Также можно использовать готовые кейсы. Или адаптировать готовый кейс под потребности тренинга.

Влияние на групповую динамику:

Повышает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, “подстегивание” временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера), тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации.

Снижает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

Количество участников: группа не более 10 человек

Как создать кейс на тренинге с помощью участников?

Группа делиться на подгруппы по 5 – 10 человек.


Шаг 1 –
Группе дается задание

Задание: Опишите случай из вашего опыта, относительно данной темы. (Например: месяц назад, у нас в отделе, случилась такая ситуация…”)

Требования к случаю:

  • должен быть основан на реальной ситуации
  • четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Например тема: “ Способы нематериальной мотивация персонала

Случай должен содержать следующие пункты:

  • места, позиции и роли основных действующих лиц. Например: директор, сотрудник, и т.п.
  • краткое описание — только факты — основных этапов развития событий и действий действующих лиц. Например: “Вы новый директор по развитию в компании. Компания выходит на новый рынок, перед вами поставлена задача…Сотрудники реагируют так то»

Шаг 2 – Группы меняются описанием ситуаций

Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Шаг 3 — Презентация решений и оценка решений по группам


Так группа, которая создавала кейс, дает обратную связь по предложенному решению.

Однажды, я проводила тренинг «Креативность в бизнесе», для компании Ингосстрах. И там я использовала метод кейсов. Попробуйте решить его и вы, только без этого «гугл помоги».

Сможете решить кейс за 1 минуту?

Итак, называется кейс «Галерея Lafayette», и основан он на реальных событиях.
Молодой предпринимательнице на начальном этапе становления ее бизнеса не хватало средств на традиционные методы продвижения товара на рынок, она творчески подходила к решению проблем и добивалась своего очень дешевыми способами. Однажды она приехала завоевывать Европу, а управляющий парижской Галереи Lafayette отказался покупать ее продукцию – новые духи. Но она никогда не сдавалась. Когда наша героиня чего-то хотела, она была очень изобретательна в стремлении добиться своего. Женщина все таки нашла способ за 5 минут доказать управляющему, что ее духи могут занять достойное место в престижной галерее Lafayette.
Что сделала женщина? Ваши варианты?

А сделала оно вот что. Дама открыла вдруг сумочку, достала оттуда большой флакон с какой-то желтоватой жидкостью и с размаху грохнула его об пол. Через уже через несколько минут не могла отбиться от вопросов: «Да, это мои новые духи,- сияя улыбкой, повторяла она.- Это Youth Dew, а меня зовут Эсте Лаудер. Вы никогда не слышали моего имени»

Примеры кейсов для тренинга по Управлению сотрудниками (мотивация, наставничество)

Пример кейса по продажам «Профиль клиента»

Кейс №1 «Разработка способов воздействия на сотрудника»

На основании анализа ситуации проанализировать причины изменения поведения Ю. Малевина. Разработать способы воздействия на Малевина для изменения его поведения. Заполните таблицу «Оценка причин поведения»

Описание ситуации:

Ю. Малевин работает в ООО «Три кита» с 2009 г. в должности техника-технолога холодильного оборудования. За время работы его три раза отмечали за высокое качество работы и регулярно выплачивали премии по итогам года. Однако за последний год отношения Ю. Малевина с коллегами стали натянутыми. Он вообще никогда не был особенно разговорчивым, но сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Ю. Малевин дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые им аппараты оценивались как полностью бездефектная продукция. В настоящее время при выборочном контроле оказалось, что его изделия требуют переделки в трех случаях из ста. Таким образом, уровень брака в его работе вырос с нулевого до 3 %. У его коллег брак не превышает 1,5 %.

Поведение Ю. Малевина вызвало беспокойство у руководителей подразделения. Хороший работник превратился в середняка. Что могло стать причиной изменения поведения Ю. Малевина?

Используя табл. 2. выберите из списка возможные причины изменения поведения, оцените их по 7-балльной шкале и прокомментируйте свои оценки.

Таблица 2. Оценка причин поведения

Прокомментируйте каждую из своих оценок.

Что можно предпринять менеджеру? Заполните табл. 3

Таблица 3. Способы воздействия для изменения поведения


Источник: «Организационное поведение» Г. Р. Латифуллина

Кейс № 2 «Выбор сотрудника»

Описание ситуации: Вы являетесь Управляющим пяти АЗС компании «Лесной город» в городе N. Одной из Ваших АЗС является «Зеленый Кедр». У нее максимальная проходимость среди других Ваших АЗС. В связи с этим нагрузка на персонал достаточно большая. Если заправщики у Вас еще удерживаются, так как суммарно получают хорошие чаевые, то текучка кассиров у Вас достаточно высокая. Так что перед Вами стоит задача поиска и оценки кандидата на должность кассира, поскольку их Вам не хватает. Ситуация еще осложняется тем, что АЗС «Зеленый Кедр» имеет мини-маркет с открытой выкладкой, так что задач у кассиров много, а чаевые они не получают. К тому же и функционал у кассиров шире, чем в других топливных компаниях, поэтому найти хорошего кандидата бывает трудно.

В функциональные обязанности кассиров компании «Лесной город» входит:

  • Обслуживание клиентов на кассе;
  • Приемка товаров;
  • Контроль сроков годности товаров;
  • Участие в проведении инвентаризации товара;
  • Выполнение плана продаж по промо продукции;
  • Уборка помещений (полы, полки, туалет и т.д.)

Условия работы: график 2/2 месяц в день с 9 до 21, месяц в ночь с 21 до 9 (по
договоренности с управляющим АЗС можно только в день или только ночь). Вам как управляющему удобнее, чтобы кассир мог выходить как в день, так и в ночь.

Задача: Подумайте, пожалуйста, и напишите профиль кандидата на вакансию кассира на АЗС «Зеленый Кедр» в компании «Лесной город». Какими характеристиками и компетенциями (знаниями, навыками, особенностями личности он должен обладать), чтобы успешно работать кассиром на Вашей АЗС

Кейс № 3 “Розничный магазин”

Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.

Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.

Кейс № 4 “Аптека”.

Описание ситуации: Провизор Васильева Н.Н. работает в аптеке давно. Прекрасно разбирается в ассортименте, активна в общении с покупателями. Наиболее часто занимает позицию «советчика». Имеет свое представление о том, какие препараты предпочтительны для детей, настаивает на своем мнении, оценивает выбор покупателя.

Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Васильевой Н.Н. на реализацию основной своей функции – продавать товар исходя из запросов покупателя.

Кейс № 5 “Новый сотрудник”

Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями.

Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату.

Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида. Кейсы для тренинга продаж можно

Книги

Показано материалов 212

cортировать по дате добавления рейтингу

Методика "Сложные аналогии" для диагностики мышления

Методика направлена на диагностику мышления. Используется для выявления того, насколько кандидату/сотруднику доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Если кандидат/сотрудник правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если же он с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости...

575 0 0 Кейс «Совещание» для оценки руководителей

Данный кейс может быть использован в ассесмент центре на руководящую позицию в рознице, например, на должность директора магазина. Диагностируемы компетенции: Ориентация на результат Эффективная коммуникация Лидерство Во время совещания важным является то, каким образом каждый участник коммуницирует с другими участниками и аргументирует свою позицию: активно привлекает к обсуждению всех участников; согласовывает разные точки зрения, стремится учесть интересы всех директоров, находит убедительные аргументы в защиту наиболее правильного решения; участник не допускает или принимает участие в разрешении...

322 0 0 Как получить обратную связь после проведённого тренинга

"Обратная связь" - это способ помочь другому человеку рассмотреть изменения в своем поведении. Обратная связь дает человеку (или группе) информацию о том, как он воздействует на окружающих. Обратная связь помогает человеку вести себя таким образом, чтобы лучше "держать в фокусе" цель. Важно понимать. что обратная связь - это то, о чем часто забывают менеджеры по подбору персонала, руководители и т.д. Это элемент не из серии "хочу дам, хочу нет" - это требование, на мой взгляд. Она необходима. как закрепляющий элемент любого действия.

324 0 0 Кейс для оценки компетенций soft skills на этапе подбора персонала

В настоящее время большая доля успеха определяется не только профессиональными спеуциализированными знаниями, но и развитыми личностными качествами, установками, навыками человека. Так разделяем на твердые, закрепленные знания и навыки (hard skills), и мягкие навыки (soft skills). Данная информация доступна всем, но только менеджеры по персоналу и HR стали ориентироваться на оценку soft skills.

512 0 0 Кейс для подбора специалиста в отдел продаж в сфере услуг

В настоящее время очень много компаний, которые работают по принципу конвеерной системы. Например юридические компании, где есть отдел продаж (консультация) и отдел сопровождения (представители судебные). Или например косметические услуги, где есть комплексный осмотр и дальнейшее оказание услуги, или банковские, страховые услуги и т.д. В Услугах важно понимать, что наш продавец должен быть компетентен и в области продаж и в области самой услуги.

384 0 0 Кейс «Кругосветное путешествие»

Кейс может быть использован как одно из заданий асссесмент центра, как кейс на практикум на переговорных тренингах. Кейс показывает: лидерскую позицию, навыки аргументации, стратегрию ведения перговоров, стратегию получения результата, навыки управления группой и таймингом. Формат: групповое обсуждение и презентация решения экспертам Необходимые условия: 1 или несколько групп участников на кейс (от 5 до 10 человек)

439 1 0 Создание нематериальной системы мотивации сотрудников

Ситуация: Вас пригласили на должность директора по персоналу в крупную российскую компанию, с численностью персонала более 1000 человек с развитой филиальной сетью. Основное направление деятельности компании - услуги. Текучесть персонала на уровне 5-6% в год. Управление (структура компании) построена по принципу вертикальных связей с четко выделенными направлениями деятельности. Плюсом является полная налоговая прозрачность компании, т.е., как сейчас принято говорить «в компании «белые» зарплаты». Средний уровень заработной платы составляет...

680 0 0 Тест для проверки англо-китайских переводчиков 317 0 0

На чтение 9 мин. Просмотров 64 Опубликовано 05.11.2017

В английском языке, с помощью слова «кейс» обозначаются различные вещи. В большинстве случаев, это слово используется как обозначение определенной суммы. Это может быть пакет документов, сумма определенных навыков или программ. Нередко при помощи этого слова обозначают «вместилище» различной документации и инструментов. Также словом «кейс» обозначается небольшой чемодан, предназначенный для хранения документации. Подобные чемоданы были довольно популярны в девяностых годах прошлого столетия. На территории стран СНГ, подобный атрибут ассоциировался с представителями интеллигенции и бизнесменами.

Однако в данной статье мы предлагаем рассмотреть, что такое кейсы в бизнесе. Здесь данное слово используется как сумма знаний и последовательности решения определенных задач, которые встречаются в предпринимательской деятельности. Следует отметить, что словосочетание «бизнес кейс» также имеет несколько значений. Именно поэтому очень важно понимать, какую смысловую нагрузку несет этот термин.

Кейсы – это основа мирового бизнес-образования

Что такое кейс в рамках бизнеса

С помощью термина «бизнес-кейс», в практическом бизнесе обозначается комплекс мероприятий, имеющий связь с производством, управлением и маркетингом. Для того чтобы наиболее точно определить значение этого термина, следует углубиться в такие понятия, как менеджмент и технологии.

Каждый руководитель предприятия, обладающий должным подходом к делопроизводству, должен обладать собственным бизнес-кейсом. В его состав входят те задачи, которые часто встречаются в процессе делопроизводства. Если предприятие имеет развитую внутреннюю структуру, то в кейс входят решения различных задач, которые встречаются в каждом из имеющихся отделов предприятия.

Подобный подход позволяет своевременно выявить имеющиеся просчеты в орг-проектировании. Данный вид кейса позволяет наладить взаимодействие внутренних отделов таким образом, чтобы поставленная производственная задача решалась максимально эффективно. Именно для решения накопленных системных проблем, используются кейсы в практическом бизнесе.

Эксперты в области управления персоналом, знают множество методов решения задач, связанных с дисбалансом в штате компании. Однако, эффективность подобных методов на практике, не всегда приносит должного результата. В связи с этим большинство руководителей предпочитают развивать собственный персонал и прививать им необходимые профессиональные качества.

Способность провести анализ ситуации и систематизировать полученные данные, а также инновационные решения производственных задач – те качества, что являются своеобразным признаком профессионала своего дела. Бизнес-кейс – один из самых надежных способов наладить взаимосвязь всех подразделений предприятия. Такой подход позволяет постоянно совершенствовать управление и увеличивать мощность предприятия.


В последнее время в России кейс-культура переживает бурный расцвет

Постоянные структурные изменения, направленные на повышение эффективности рабочего процесса – позволяют значительно увеличить прибыль. Именно поэтому многие компании, предпочитают заниматься развитием собственного персонала, ставя различные требования перед работниками отдела маркетинга. Одно из таких требований – бизнес-кейсы. Во многих европейских странах, изучение кейсов является неотъемлемой частью школьной программы.

Бизнес-кейс - это своеобразный пакет, в который включаются различные проблемы, встречаемые на производстве, а также методы их решения.

Далее мы предлагаем рассмотреть, что обозначает «бизнес-кейс» в рамках технологического оснащения предприятия. Данное понятие не рассматривает культуру и технологическую отсталость производства. В современном мире, если сотрудники предприятия осуществляют свою деятельность на устаревшем техническом оборудовании, то говорить о бизнес-кейсе просто бессмысленно. Только в том случае, когда администрация предприятия имеет стремление к смене технологического оснащения и снижению себестоимости выпускаемой продукции, подобный подход будет уместен.

Цель технологического бизнес-кейса – рационализация и совершенствование производственного процесса. Составление подобного кейса – задача для инженеров и технологов, имеющих определенный уровень квалификации. Под данным термином следует понимать идеи, направленные на решение системных недостатков технологий и оборудования.

Нередко, технологические кейсы содержат в себе меры, направленные на нормализацию баланса производства и выпуск новой продукции. В подобный пакет могут входить меры, направленные на снижение стоимости готовой продукции, а также разработку новых технических заданий.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что технологический кейс является основой постоянного технического процесса.

Понятие кейсов в маркетинге

Рассматривая значение слова кейс, необходимо упомянуть о том, что данный термин означает в маркетинге. Перед тем как говорить об этом термине, давайте рассмотрим, что входит в задачу маркетологов. Основное требование к сотрудникам данной профессии – постоянный мониторинг и анализ рынка. Такой подход к делопроизводству позволяет постоянно корректировать имеющиеся данные. Анализ текущей ситуации на рынке сбыта продукции – основная задача маркетолога.


Бизнес-кейс - это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией

Бизнес-кейс в маркетинге – список различных задач, расставленных по приоритету. В него включается логистика, ситуация на рынке и внутри самого предприятия. Подобный кейс должен обладать четкой структурой и подразделяться на несколько разделов:

  • внешний;
  • внутренний;
  • логистика.

Маркетолог должен являться связывающим звеном между финансовым отделом и юридической консультацией. Настоящий профессионал своего дела должен понимать принцип работы вышеуказанных отделов. Маркетинг как стратегия развития предприятия, строится с учетом различных изменений в законах. Несмотря на то что изменения в финансовом законодательстве редко влияют на развитие предприятия, их необходимо учитывать. Юридические изменения текущего законодательства могут на долгое время заморозить деятельность компании.

Внутренние кейсы - это метод решения производственных ошибок, связанных с нарушением работоспособности предприятия . Содержание подобных кейсов направлено на создание узлов взаимодействия, позволяющих «выжить» в условиях сильной конкуренции. Размеры внутреннего бизнес-кейса маркетолога постоянно изменяются в зависимости от количества решенных задач и поступления новых. У настоящего специалиста своего дела, подобный кейс никогда не бывает пуст.

Внешний бизнес-кейс содержит в себе методы решения задач, связанных с продвижением изготовленной продукции на рынке. Каждая позиция этого пакета включает свои задачи и способы их решения. Сюда входят рекламные кампании, анализ текущей ситуации на рынке, сегментирование, оценка уровня спроса продукции, выявление потребностей потенциальной аудитории и управление сетью сбыта. Все вышеперечисленное, лишь малая часть организационных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники отдела маркетинга.

Увеличение количества продаж и рекламное продвижение товара – главная задача внешнего бизнес-кейса. Именно сюда складываются текущие задачи, которые в дальнейшем тщательно анализируются. На основе этого анализа разрабатывается дальнейшее решение различных вопросов, связанных с увеличением потенциальной аудитории.

Создание пакета системных задач – основная профессиональная обязанность маркетолога. Отсутствие подобного плана затрудняет анализ ситуации на рынке и разработку дальнейшей стратегии продвижения организации.

Логистика – одна из самых сложных структур бизнес-кейса маркетолога. Данные производственные вопросы решаются отделом менеджмента. В производственном процессе каждого предприятия встречаются проблемы различного характера, требующие незамедлительного решения. Именно поэтому логистика является неотъемлемой составляющей любого производственного процесса. Именно от нее зависит уровень затрат на производство, что ставит логистику на первую ступень по важности приоритетов.

Для того чтобы улучшить систему работы отдела менеджмента, собираются и систематизируются различные производственные задачи в отдельный кейс. В задачу маркетинга входит решение данных проблем наряду с производственными или рекламными трудностями.


Чаще всего решение кейсов - это командное задание, так как оно повторяет модель реального бизнеса

Что такое академический бизнес-кейс

При изучении бизнеса очень важно понять определение слова «бизнес-кейс». Важно отметить, что теоретические знания о бизнес-кейсах, значительно отличаются от реалий, встречаемых на практике. Ниже мы предлагаем рассмотреть, что входит в академический бизнес-кейс.

В данном случае, под этим термином следует понимать практический комплекс задач, на основе которых, будущие маркетологи учатся проводить анализ и вырабатывать дальнейшую стратегию развития компании. Подобные меры позволяют подготовить ученика к психологическому стрессу при работе в организации с развитой структурой. Человек с отсутствием должного опыта в управленческой деятельности, как правило, испытывает трудности с принятием решений, которые могут отразиться на чьей-то судьбе. Именно поэтому, академические бизнес-кейсы имеют приоритетное значение.

Нередко, при постановке стандартной задачи, студенты находят нестандартные пути решения, которые позволяют извлечь из сложившейся ситуации максимальную выгоду. Это можно объяснить тем, что на данном этапе собственного развития, человек находится в постоянном поиске чего-то нового. Помимо этого, на решение подобных проблем не влияют корпоративные интересы и третьи лица.

Вышеуказанный пример кейсов позволяет научить студентов правильному подходу к каждой поставленной задаче. Именно здесь вырабатывается способность анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения.

Бизнес-кейсы объединяют в себе различные задачи и проблемы, а также предложения по их решению, встречающиеся в производстве. Подобный подход позволяет расставить правильные приоритеты и добиться увеличения прибыли. Для того чтобы компания развивалась, представители отдела маркетинга должны ежедневно проводить анализ рынка и внутренних подразделений предприятия. Составление кейса – залог успешного и прибыльного бизнеса.


Кейс - это некое «дело-папка», куда «подшивается» вся информация о задаче

Как выглядит бизнес-кейс

Рассматривая как выглядят бизнес-кейсы, примеры и решения производственных проблем, необходимо рассмотреть сам кейс в мельчайших деталях. В приведенном ниже примере будет рассматриваться некая фирма, занимающаяся реализацией строительных материалов:

  1. Задача – Компания, занимающаяся продажей строительных материалов, открыла собственное представительство в Санкт-Петербурге. В течение трех лет, с момента открытия отделения в этом городе, представительство не приносит ожидаемой прибыли. За указанный период неоднократно предпринимались попытки реорганизации изменения системы управления. Сотрудники филиала объясняют сложившуюся ситуацию недостатком бюджетных средств и отсутствием помощи со стороны основного офиса. Управление компании объясняет сложную ситуацию - безынициативностью сотрудников филиала.
  2. Требования – разработать комплекс мер, направленный на увеличение объема продаж.
  3. Диагностика – на основе поступившей задачи была произведена диагностика, для выявления отсутствия динамики. Проведенные работы помогли выявить субъективные причины отсутствия спроса. В ходе проведенных работ, столичный рынок был тщательно проанализирован для получения оценки соразмерности бизнес-системы.
  4. Результат – проведение диагностики позволило выявить, что данная проблема возникла на фоне разного представления методов получения прибыли у руководства компании и филиала. Наличие недомолвок, жалоб и трудностей общения – одна из главных причин отсутствия положительной тенденции.
  5. Анализ ситуации на рынке – позволил выявить, что преград к увеличению прибыли и продвижению продукции не имеется. Во время проведенных исследований была произведена оценка востребованности продукции, а также сама емкость рынка. Одна из ключевых трудностей в продвижении филиала – неправильное позиционирование компании. Также обнаружена нужда в дополнительном обучении и повышении квалификации персонала филиала.
  6. Вконтакте

Close