Наименование параметра Значение
Тема статьи: Иерархия памяти
Рубрика (тематическая категория) Компьютеры

Данная иерархия строится с позиций близости к ЦП, стоимости памяти и системной составляющей. Т. е. есть ЦП и элементами памяти в ЦП являются регистры общего назначения и КЭШ 1-го уровня . Следующий уровень- ϶ᴛᴏ уровень устройства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть КЭШ 2-го уровня , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится между ЦП и ОЗУ, ᴛ.ᴇ. обычно это устройство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ быстрее ОП, но должна быть медленнее и дешевле КЭШа 1-го уровня, а также может обладать немножко большими размерами чем КЭШ 1-го уровня, соответственного схема работы с КЭШем 2-го уровня аналогично схеме работы с КЭШем 1-го уровня. по иерархии уровень после уровня ОЗУ - ϶ᴛᴏ уровень внешнего запоминающего устройство с внутренней КЭШ-буферизацией . Т.е. это устройства, аппаратное управление которых имеет КЭШ буферизации, ᴛ.ᴇ. это уже менее эффективно, чем ОП, но достаточно эффективно, потому что опять-таки за счёт внутреннего кэширования (при той же схеме кэширования, которая имеет место в схеме ЦП - ОЗУ), сокращается реальное количество обращений к устройству и тем самым получается существенное повышение производительности работы устройства. Следующий уровень - внешнее запоминающее устройство прямого доступа без КЭШ-буферизации . Это устройства существенно менее эффективные, но также предназначенные для оперативного доступа к данным, ᴛ.ᴇ. это устройства, которые обычно используются в программе для организации внешнего хранения и доступа за данными, соответственно по производительности они бывают разными, но для каких-то ситуаций категории этих двух устройств не принципиальны. Последним уровнем этой иерархии является уровень внешнего запоминающего устройства долговременного хранения данных . Т.е. это устройства, предназначенные для архивирования и долговременного хранения информации, к этим устройствам могут относиться и как устройства прямого доступа, и устройства последовательного доступа. Суть иерархии: на вершинœе находятся самые высоко скоростные, которые, в свою очередь являются также и самыми дорогими устройствами, но спускаясь вниз, мы получаем устройства менее дорогие, но обладающие более худшими показателями по скорости доступа, за счёт всœей системы предусматриваются достаточно большие элементы сглаживания дисбаланса в производительности каждого из типов этих устройств.

Иерархия памяти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Иерархия памяти" 2017, 2018.

  • - Иерархия памяти, КЭШ-память.

    Память является важнейшим ресурсом любой вычислительной системы. Логически всю память ВС можно представить в виде последовательности ячеек, каждая из которых имеет свой номер, называемый адресом.Память вычислительной системы представляет собой иерархию запоминающих... .


  • - Иерархия памяти

    Все виды компьютерной памяти связаны между собой, образуя своеобразную иерархию. Из приведенной схемы можно заметить, что чем «выше по иерархии» рассматриваемая разновидность памяти, т. е. чем ближе она к процессору, тем меньше ее объем, но зато тем больше скорость ее... .


  • - Иерархия памяти ПК

    Память ПК – это совокупность отдельных устройств, которые запоминают, хранят и выдают информацию. Отдельные устройства памяти называются запоминающими устройствами (ЗУ). Производительность ПК во многом зависит от состава и характеристик запоминающих устройств, которые...

  • Необходимо отметить, что все распространенные операционные системы, если для работы нужно больше памяти, чем физически присутствует в компьютере, не прекращают работу, а сбрасывают неиспользуемое в данный момент содержимое памяти в дисковый файл (называемый свопом - swap) и затем по мере необходимости «перегоняют» данные между ОП и свопом. Это гораздо медленнее, чем доступ системы к самой ОП. Поэтому от количества оперативной памяти напрямую зависит скорость системы.

    Адресация данных

    Команды, исполняемые ЭВМ при выполнении программы, равно как и числовые и символьные операнды, хранятся в памяти компьютера. Память состоит из миллионов ячеек, в каждой из которых содержится один бит информации (значения 0 или 1). Биты редко обрабатываются поодиночке, а, как правило, группами фиксированного размера. Для этого память организуется таким образом, что группы по n бит могут записываться и считывается за одну операцию. Группа n бит называется словом, а значение n - длиной слова. Схематически память компьютера можно представить в виде массива слов.

    Обычно длина машинного слова компьютеров составляет от 16 до 64 бит. Если длина слова равна 32 битам, в одном слове может храниться 32-разрядное число в дополнительном коде или четыре символа ASCII, занимающих 8 бит каждый. Восемь идущих подряд битов являются байтом. Для представления машинной команды требуется одно или несколько слов.

    Байтовая адресация

    Отдельные биты, как правило, не адресуются и чаще всего адреса назначаются байтам памяти. Память, в которой каждый байт имеет отдельный адрес, называется памятью с байтовой адресацией. Последовательные байты имеют адреса 0.1, 2 и так далее Таким образом, при использовании слов длиной 32 бита последовательные слова имеют адреса 1.4, 8, …, и каждое слово состоит из 4 байт.

    Прямой и обратный порядок байтов

    Существует два способа адресации байтов в словах:

    • в прямом порядке. Прямым порядком байтов (little-endian) называется система адресации, при которой байты адресуются справа налево, так что наименьший адрес имеет самый младший байт слова (расположенный с правого края);
    • в обратном порядке. Обратным порядком байтов (big-endian) называется система адресации, при которой байты адресуются слева направо, так что самый старший байт слова (расположенный с левого края) имеет наименьший адрес.

    В ПЭВМ на основе 80 x 86 используется прямой порядок, а в ПЭВМ на основе Motorola 68000 - обратный. В обеих этих системах адреса байтов 0.4, 8 и так далее, применяются в качестве адресов последовательных слов памяти в операциях чтения и записи слов.

    Расположение слов в памяти

    В случае 32-разрядных слов их естественные границы располагаются по адресам 0.4, 8 и так далее При этом считается, что слова выровнены по адресам в памяти. Если говорить в общем, слова считаются выровненными в памяти в том случае, если адрес начала каждого слова кратен количеству байтов в нем. По практическим причинам, связанным с манипулированием Двоично-кодированными адресами, количество байтов в слове обычно является степенью двойки. Поэтому, если длина слова равна 16 бит (2 байтам), выровненные слова начинаются по байтовым адресам 0.2, 4, …, а если она равна 64 бит (23, то есть 8 байтам), то выровненные слова начинаются по байтовым адресам 0.8, 16, …

    Не существует причины, по которой слова не могли бы начинаться с произвольных адресов. Такие слова называются не выровненными. Как правило, слова выравниваются по адресам памяти, но иногда этот принцип нарушается.

    Обычно число занимает целое слово, поэтому для того чтобы обратиться к нему, нужно указать адрес слова, по которому оно хранится. Точно так же доступ к отдельно хранящемуся в памяти символу осуществляется по адресу содержащего его байта.

    Адресное пространство

    Для доступа к памяти необходимы имена или адреса, определяющие расположение данных в памяти. В качестве адресов традиционно используются числа из диапазона от 0 до 2 k - 1 со значением к, достаточным для адресации всей памяти компьютера. Все 2 k адресов составляют адресное пространство компьютера. Следовательно, память состоит из 2 k адресуемых элементов. Например, использование 24-разрядных (как в процессоре 80286) адресов позволяет адресовать 2 24 (16 777 216) элементов памяти. Обычно это количество адресуемых элементов обозначается как 16 Мбайт (1 Мбайт=2 20 =1 048 576 байт, адресное пространство 8086 и 80186). Поскольку у процессоров 80386.80486 Pentium и их аналогов 32-разрядные адреса, им соответствует адресное пространство в 2 32 байт, или 4 Гбайт.

    Адресное пространство ЭВМ графически может быть изображено прямоугольником, одна из сторон которого представляет разрядность адресуемой ячейки (слова) процессора, а другая сторона - весь диапазон доступных адресов для этого же процессора. Диапазон доступных адресов процессора определяется разрядностью шины адреса системной шины. При этом минимальный номер ячейки памяти (адрес) будет равен 0, а максимальный определяется из формулы M=2 n - 1.

    Для шестнадцатиразрядной шины это будет 65 535 (64 К).

    Иерархическая организация памяти

    Компромиссом между производительностью и объемами памяти является решение использовать иерархию запоминающих устройств, то есть применять иерархическую модель памяти.

    Применение иерархических систем памяти оправдывает себя вследствие двух важных факторов - принципа локальности обращений и низкого (экономически выгодного) соотношения стоимость/производительность. Принцип локальности обращений состоит в том, что большинство программ обычно не выполняют обращений ко всем своим командам и данным равновероятно, а в каждый момент времени оказывают предпочтение некоторой части своего адресного пространства.

    Иерархия памяти обычно состоит из многих уровней, но в каждый момент времени взаимодействуют только два близлежащих уровня. Минимальная единица информации, которая может присутствовать либо отсутствовать в двухуровневой иерархии, называется блоком или строкой.

    Успешное или не успешное обращение к более высокому уровню называют соответственно попаданием (hit) или промахом (miss). Попадание - есть обращение к объекту в памяти, который найден на более высоком уровне, в то время как промах означает, что он не найден на этом уровне.

    Доля попаданий (hit rаtе) - доля обращений к данным, найденным на более высоком уровне. Доля промахов (miss rate) - это доля обращений к данным, которые не найдены на более высоком уровне.

    Время обращения при попадании (hit time) есть время обращения к более высокому уровню иерархии, которое включает в себя, в частности, и время, необходимое для определения того, является ли обращение попаданием или промахом.

    Потери на промах (miss реnаltу) есть время для замещения блока в более высоком уровне на блок из более низкого уровня плюс время для пересылки этого блока в требуемое устройство (обычно в процессор).

    • время доступа (access time) - время обращения к первому слову блока при промахе;
    • время пересылки (transfer time) - дополнительное время для пересылки оставшихся слов блока. Время доступа связано с задержкой памяти более низкого уровня, а время пересылки - с полосой пропускания канала между устройствами памяти двух смежных уровней.

    Кэш-память

    Кэш-память или cache memory - компонент иерархической памяти - представляет собой буферное ЗУ, работающее со скоростью, обеспечивающей функционирование центрального процессора без режимов ожидания.

    Необходимость создания кэш памяти возникла потому, что появились процессоры с высоким быстродействием. Между тем для выполнения сложных прикладных процессов нужна большая память. Использование же большой сверхскоростной памяти экономически невыгодно. Поэтому между ОП и процессором стали устанавливать меньшую по размерам высокоскоростную буферную память, или кэш память. В дальнейшем она была разделена на два уровня - встроенная в процессор (on-die) и внешняя (on-motherboard).

    Стратегии управления иерархической памятью

    При построении систем с иерархической памятью целью является получение максимальной производительности подсистемы памяти при ее минимальной стоимости. Эффективность той или иной системы кэш памяти зависит от стратегии управления памятью. Стратегия управления памятью включает: метод отображения основной памяти в кэше; алгоритм взаимодействия между медленной основной и быстрой кэш памятью; стратегии замещения информации в кэше.

    Отображение памяти на кэш

    Существует три основных способа размещения блоков (строк) основной памяти в кэше:

    • кэш память с прямым отображением (direct-mapped cache);
    • полностью ассоциативная кэш память (fully associative cache).
    • частично ассоциативная (или множественно ассоциативная, partial associative, set-associative cache) кэш память;

    Память с прямым отображением. В этом случае каждый блок основной памяти имеет только одно фиксированное место, на котором он может появиться в кэш памяти. Все блоки основной памяти, имеющие одинаковые младшие разряды в своем адресе, попадают в один блок кэш памяти. При таком подходе справедливо соотношение:

    (Адрес блока кэш памяти )=(Адрес блока основной памяти ) mod (Число блоков в кэш памяти ).

    Этот тип памяти наиболее прост, но и наименее эффективен, так как данные из разных областей памяти могут конфликтовать из-за единственной строки кэша, где они только и могут быть размещены.

    Полностью ассоциативная память

    Может отображать содержимое любой области памяти в любую область кэша, но при этом крайне сложна в схемотехнике.

    Частично-ассоциативный кэш

    Является наиболее распространенным в данный момент среди процессорных архитектур. Характеризуется тем или иным количеством n «каналов» (степенью ассоциативности, «п-way») и может отображать содержимое данной строки памяти на каждую из n своих строк. Этот вариант является разумным компромиссом между полностью ассоциативным и кэшем «прямого отображения».

    В современных процессорах, как правило, используется либо кэш память с прямым отображением, либо двух- (четырех-) канальная множественно ассоциативная кэш память. Например, в архитектурах К7 и К8 применяется 16-канальный частично-ассоциативный кэш L2.

    Стратегия замещения информации в кэше определяет блок, подлежащий замещению при возникновении промаха. Простота при использовании кэша с прямым отображением заключается в том, что аппаратные решения здесь наиболее простые: легко реализуется сама аппаратура, легко происходит замещение данных. При замещении просто нечего выбирать - на попадание проверяется только один блок и только этот блок может быть замещен.

    При полностью или частично ассоциативной организации кэш памяти имеются несколько блоков, из которых надо выбрать кандидата в случае промаха. Как правило, для замещения блоков применяются две основные стратегии:

    • случайная (Random) - блоки-кандидаты выбираются случайно (равномерное распределение). В некоторых системах используют псевдослучайный алгоритм замещения;
    • замещается тот блок, который не использовался дольше всех (LRU - Least-Recently Used) . В этом случае чтобы уменьшить вероятность удаления информации, которая скоро может потребоваться, все обращения к блокам фиксируются.

    Достоинство случайного способа заключается в том, что его проще реализовать в аппаратуре. Когда количество блоков увеличивается, алгоритм LRU становится все более дорогим и часто только приближенным.

    Алгоритмы обмена с кэш памятью (свопинга)

    включают следующие разновидности:

    • алгоритм сквозной записи (Write Through) или сквозного накопления (Store Through);
    • алгоритм простого свопинга (Simple Swapping) или обратной записи (Write Back);
    • алгоритм свопинга с флагами (Flag Swapping) или обратной записи в конфликтных ситуациях с флагами (CUX);
    • алгоритм регистрового свопинга с флагами (FRS).

    Алгоритм сквозной записи

    Самый простой алгоритм свопинга. Каждый раз при появлении запроса на запись по некоторому адресу обновляется содержимое области по этому адресу как в быстрой, так и в основной памяти, даже если копия содержимого по этому адресу находится в быстром буфере. Такое постоянное обновление содержимого основной памяти, как и буфера, при каждом запросе на запись позволяет постоянно поддерживать информацию, находящуюся в основной памяти, в обновленном состоянии.

    Поэтому, когда возникает запрос на запись по адресу, относящемуся к области, содержимое которой не находится в данный момент в быстром буфере, новая информация записывается просто на место блока, которое предполагается переслать в основную память (без необходимости пересылки этого слова в основную память), так как в основной памяти уже находится его достоверная копия.

    Алгоритм простого свопинга

    Обращения к основной памяти имеют место в тех случаях, когда в быстром буфере не обнаруживается нужное слово. Эта схема свопинга повышает производительность системы памяти, так как в ней обращения к основной памяти не происходят при каждом запросе на запись, что имеет место при использовании алгоритма сквозной записи. Однако в связи с тем, что содержимое основной памяти не поддерживается в постоянно обновленном состоянии, если необходимого слова в быстром буфере не обнаруживается, из буфера в основную память надо возвратить какое-либо устаревшее слово, чтобы освободить место для нового необходимого слова. Поэтому из буфера в основную память сначала пересылается какое-то слово, место которого занимает в буфере нужное слово. Таким образом, происходят две пересылки между быстрым буфером и основной памятью.

    Алгоритм свопинга с флагами

    Данный алгоритм является улучшением алгоритма простого свопинга. В алгоритме простого свопинга, когда в кэш памяти не обнаруживается нужное слово, происходит два обращения к основной памяти - запись удаляемого значения из кэша и чтение нового значения в кэш. Если слово с того момента, как оно попало в буфер из основной памяти, не подвергалось изменениям, то есть по его адресу не производилась запись (оно использовалось только для чтения), то нет необходимости пересылать его обратно в основную память, потому что в ней и так имеется достоверная его копия; это обстоятельство позволяет в ряде случаев обойтись без обращений к основной памяти. Если, однако, слово подвергалось изменениям с тех пор, когда его копия была в последний раз записана обратно в основную память, то приходится перемещать его в основную память. Отслеживать изменения слова можно, пометив слово (блок) дополнительным флаг-битом. Изменяя значение флаг-бита при изменении слова, можно сформировать информацию о состоянии слова. Пересылать в основную память необходимо лишь те слова, флаги которых оказываются в установленном состоянии.

    Алгоритм регистрового свопинга с флагами

    Повышение эффективности алгоритма свопинга с флагами возможно за счет уменьшения эффективного времени цикла, что можно получить при введении регистра (регистров) временного хранения между кэш памятью и основной памятью. Теперь, если данные должны быть переданы из быстрого буфера в основную память, они сначала пересылаются в регистр (регистры) временного хранения; новое слово сразу же пересылается в буфер из основной памяти, а уже потом слово, временно хранившееся в регистре, записывается в основную память. Действия в центральном процессоре начинают опять выполняться, как только для этого возникает возможность. Алгоритм обеспечивает совмещение операций записи в основную память с обычными операциями над буфером, что обеспечивает еще большее повышение производительности.

    Эксклюзивным называется кэш, в котором данные, хранящиеся в кэш памяти первого уровня, не обязательно должны быть продублированы в кэшах нижележащих уровней. Инклюзивный кэш - когда любая информация, хранящаяся в кэшах высших уровней, дублируется в кэш памяти.

    ) применяются различные технические решения, имеющие отличные характеристики, как технические так ценовые и массо-габаритные. Долговременное хранение в дорогой сверхоперативной и даже оперативной памяти , как правило, не выгодно, поэтому данные такого рода хранятся на накопителях - дисковых , ленточных , флеш и т.д.

    При проектировании высокопроизводительных компьютеров и систем необходимо решить множество компромиссов, например, размеры и технологии для каждого уровня иерархии. Можно рассматривать набор различных памятей (m 1 ,m 2 ,…,m n), находящихся в иерархии, то есть каждый m i уровень является как бы подчиненным для m i-1 уровня иерархии. Для уменьшения времени ожидания на более высоких уровнях, низшие уровни могут подготавливать данные укрупненными частями с буферизацией и, по наполнению буфера, сигнализировать верхнему уровню о возможности получения данных.

    Часто выделяют 4 основных (укрупнённых) уровня иерархии:

    1. Внутренняя память процессора (регистры , организованные в регистровый файл и кэш процессора).
    2. ОЗУ системы (RAM) и вспомогательных карт памяти.
    3. Накопители с «горячим» доступом (On-line mass storage) - или вторичная компьютерная память. Жесткие диски и твердотельные накопители , не требующие длительных (секунды и больше) действий для начала получения данных.
    4. Накопители, требующие переключения носителей (Off-line bulk storage) - или третичная память. Сюда относятся магнитные ленты , ленточные и дисковые библиотеки , требующие длительной перемотки либо механического (или ручного) переключения носителей информации.

    В большинстве современных ПК используется следующая иерархия памяти:

    1. Регистры процессора , организованные в регистровый файл - наиболее быстрый доступ (порядка 1 такта), но размером лишь в несколько сотен или, редко, тысяч байт.
    2. Кэш процессора 1го уровня (L1) - время доступа порядка нескольких тактов, размером в десятки килобайт
    3. Кэш процессора 2го уровня (L2) - большее время доступа (от 2 до 10 раз медленнее L1), около полумегабайта или более
    4. Кэш процессора 3го уровня (L3) - время доступа около сотни тактов, размером в несколько мегабайт (в массовых процессорах используется недавно)
    5. ОЗУ системы - время доступа от сотен до, возможно, тысячи тактов, но огромные размеры в несколько гигабайт, вплоть до сотен. Время доступа к ОЗУ может варьироваться для разных его частей в случае комплексов класса NUMA (с неоднородным доступом в память)
    6. Дисковое хранилище - многие миллионы тактов, если данные не были закэшированны или забуферизованны заранее, размеры до нескольких терабайт
    7. Третичная память - задержки до нескольких секунд или минут, но практически неограниченные объёмы (ленточные библиотеки).

    Большинство программистов обычно предполагает, что память делится на два уровня, оперативную память и дисковые накопители, хотя в ассемблерных языках и ассемблерно-совместимых (типа ) существует возможность непосредственной работы с регистрами. Получение преимуществ от иерархии памяти требует совместных действий от программиста, аппаратуры и компиляторов (а также базовая поддержка в операционной системе):

    • Программисты отвечают за организацию передачи данных между дисками и памятью (ОЗУ), используя для этого файловый ввод-вывод ; Современные ОС также реализуют это как подкачку страниц .
    • Аппаратное обеспечение отвечает за организацию передачи данных между памятью и кэшами.
    • Оптимизирующие компиляторы отвечают за генерацию кода, при исполнении которого аппаратура эффективно использует регистры и кэш процессора.

    Многие программисты не учитывают многоуровневость памяти при программировании. Этот подход работает пока приложение не столкнется с падением производительности из-за нехватки производительности подсистемы памяти. При исправлении кода (рефакторинг) необходимо учесть наличие и особенность работы верхних уровней иерархии памяти для достижения наивысшей производительности.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Иерархия памяти"

    Литература

    • Михаил Гук «Аппаратные средства IBM PC» Санкт-Петербург 1998
    • , John L. Hennessy, 2012

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Иерархия памяти

    Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.
    – А Болконский? – сказала она.
    – Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь…
    – Но, Наташа, неужели то всё кончено?
    Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса.
    – Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня.
    – Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа.
    – Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
    – Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
    – Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
    – Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.
    – Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
    – Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня.
    – Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили…
    Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу.
    – Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
    Наташа не отвечала на ее вопрос.
    – Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла…
    – Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
    Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.
    – Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины!
    Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой.
    – Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее.
    – Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
    – Любит ли он тебя?
    – Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
    – Но если он неблагородный человек?
    – Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
    – Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
    – Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
    – Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
    – Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
    Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

    В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
    В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
    – Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
    – Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
    Наташа задумалась.
    – Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
    Соня грустно вздохнула.
    – Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
    – А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
    – Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
    – Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
    – Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
    Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
    – Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
    – Опять, опять! – перебила Наташа.
    – Наташа, я боюсь за тебя.
    – Чего бояться?
    – Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
    Лицо Наташи опять выразило злобу.
    – И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
    – Наташа! – испуганно взывала Соня.
    – Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
    Наташа выбежала из комнаты.
    Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
    Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
    Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.

    Реализовать подсистему оперативной памяти в универсальных компьютерах при использовании одной технологии невозможно. Каждая из рассмотренных технологий не обеспечивает выполнение всех требований, которые предъявляются к подсистеме оперативной памяти. В частности, использование полупроводниковой технологии, не может обеспечить энергонезависимость и требуемые объемы оперативной памяти при достаточной стоимости.

    Разрешить эту дилемму можно, использовав в подсистеме памяти разные технология хранения информации, реализовав некую иерархию подсистемы памяти . Типичная иерархия подсистемы памяти схематически представлена на рис. 5.1.


    Рис. 5.1. Иерархия подсистемы памяти компьютера

    Принцип иерархии подразумевает выполнение следующих условий:

    количество уровней иерархии может быть произвольным;

    каждый уровень иерархии выполняет строго определенный набор функций;

    обращение извне всегда происходит к верхнему уровню иерархии;

    если i-й уровень иерархии может выполнить полученный запрос, то он его выполняет и передает результат источнику запроса – (i-1)-му уровню иерархии;

    если i-й уровень иерархии не может выполнить полученный запрос, то он формирует запрос к (i+1)-му уровню иерархии;

    по мере перехода от верхних уровней иерархии подсистемы памяти к нижним уровням:

    повышается емкость;

    увеличиваетсявремя доступа;

    Таким образом, менее емкие, но более быстродействующие технологии памяти дополняются менее быстродействующими технологиями, но зато обладающими большей емкостью.

    Ключевыми вопросами, решение которых обеспечивает успех иерархического проекта подсистемы памяти, являются:

    организация потоков информации в компьютере, обеспечивающая по мере переходе от устройств памяти верхних уровней иерархии к устройствам памяти нижних уровней снижение интенсивности обращений;

    вложенность информации, содержащейся в памяти более высоких уровней, в память более низких уровней (т.е., информация в памяти более высокого уровня иерархии является подмножеством памяти более низкого уровня).

    Предположим, что процессор в системе может обращаться к памяти двух уровней. Память 1-го уровня содержит N слов и имеет время доступа 1 нс, а память 2-го уровня - 1000 N слов и время доступа 10 нс. Предположим, что если нужное слово находится в памяти 1-го уровня, то процессор извлекает его непосредственно, а если в памяти 2-го уровня, то затребованное слово сначала записывается в память 1-го уровня, а уже оттуда его извлекает процессор. Для простоты анализа не будем учитывать время, необходимое процессору для того, чтобы выяснить, где именно находится искомое слово, - в памяти 1-го или 2-го уровня.


    Пусть параметр Н характеризует долю запросов к памяти первого уровня во всем потоке запросов, параметр Т 1 - время доступа к памяти первого уровня, а Т 2 - время доступа к памяти второго уровня. Нет ничего неожиданного в том, что чем выше значение Н , т.е. чем большая часть всех обращений процессора за данными приходится в самый быстрый уровень, тем меньше среднее время обращения к иерархической подсистеме памяти, и тем ближе оно к значению Т 1 .

    Среднее время обращения к такой подсистеме памяти может быть выражено формулой:

    Предположим, что 95% всех обращений приходится в память первого уровня (т.е., H=0.95). Тогда среднее время извлечения одного слова из иерархической подсистемы памяти будет равно:

    Итак, из всего сказанного следует, что концепция иерархической организа­ции подсистемы памяти в принципе является довольно здравой, но принесет практический успех лишь в том случае, если при конструировании системы будут реализованы все упомянутые ранее принципы.

    Среди существующих на сегодняшний день технологий памяти, не так уж сложно подобрать ряд, обладающий следующими свойствами:

    необходимое быстродействие памяти верхнего уровня;

    снижение относительной стоимости хранения информации;

    повышение емкости;

    увеличениевремени доступа;

    на некотором уровне иерархии обеспечивается энергонезависимость;

    реализация требования о вложенности.

    Однако обеспечение свойства снижения частоты обраще­ний по мере продвижения по уровням иерархии подсистемы памяти зависит в значительной степени не от конструктора компьютера, а от свойств выполняемых программ.

    Выводы

    1. Если быстродействие процессора и быстродействие энергонезависимой полупроводниковой памяти близки, то подсистема оперативной памяти может быть реализована с одним уровнем иерархии.

    2. Если быстродействие процессора и быстродействие энергонезависимой полупроводниковой памяти существенно отличаются, то подсистема оперативной памяти должна быть иерархической с несколькими уровнями иерархии.

    3. Количество и параметры памятей уровней иерархии зависят от области применения компьютера.

    4. В высокопроизводительных современных компьютерах существует до 6 уровней иерархии подсистемы памяти.

    5. Количество уровней иерархии может быть произвольным.

    6. Каждый уровень иерархии выполняет строго определенный набор функций.

    7. Обращение к иерархической подсистеме памяти извне всегда происходит к верхнему уровню иерархии.

    8. Если i-й уровень иерархии может выполнить полученный запрос, то он его выполняет и передает результат источнику запроса – (i-1)-му уровню иерархии.

    9. Если i-й уровень иерархии не может выполнить полученный запрос, то он формирует запрос к (i+1)-му уровню иерархии.

    10. По мере перехода от верхних уровней иерархии подсистемы памяти к нижним уровням:

    снижается относительная стоимость хранения информации;

    повышается емкость;

    увеличиваетсявремя доступа;

    снижается частота обращений с предыдущего уровня иерархии;

    обеспечивается вложенность информации, содержащейся в памяти более высоких уровней, в память более низких уровней (т.е., информация в памяти более высокого уровня иерархии является подмножеством памяти более низкого уровня);

    на некотором уровне иерархии обеспечивается энергонезависимость.

    Локальность ссылок

    Суть термина локализация ссылок (locality reference ) состоит в том, что обращения к оперативной памяти в процессе выполнения фрагмента программы имеют тенденцию "скапливаться" в ограниченной области (кластере) адресного пространства оперативной памяти. По мере выполнения достаточно сложной программы текущий кластер смещается в адресном пространстве, но на достаточно коротком отрезке времени можно считать, что обращения идут к фиксированному кластеру.

    Интуитивно предположение о локализации ссылок кажется вполне резон­ным. Рассмотрим следующие доводы в пользу этого предположения.

    1. Значительная часть потока управления программы носит последовательный
    характер. Исключением являются команды условного и безусловного переходов, вызова процедур и возврата из процедур, которые в процентном отношении составляют незначительную долю команд в программе. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев очередная выполняемая команда извлекается из ячейки оперативной памяти, следующей за той, в которой находилась текущая команда.

    2. Очень редко случается так, что команды вызова процедур следуют одна
    за другой непрерывным потоком, а затем следует такой же поток команд
    возврата из процедур. Как правило, программа имеет достаточно небольшую вложенность вызовов процедур. Следовательно, в течение не­которого, пусть и ограниченного, отрезка времени программа выполняет команды, сконцентрированные в небольшом количестве процедур.

    3. Большинство итерационных вычислительных процедур состоит из небольшого количества команд, повторяемых довольно много раз. Таким образом,
    в течение выполнения итерационной процедуры ядро процессора обращается фактически к одной и той же области оперативной памяти, где находятся эти команды.

    4. Во многих случаях вычислительный процесс включает обработку структурированных данных - массивов или последовательностей записей определенной структуры. При этом последовательно обрабатываются элементы
    таких структур, которые, как правило, компактно размещены в адресном
    пространстве оперативной памяти.

    Эти интуитивные соображения были подтверждены множеством исследова­ний. В ряде работ изучался характер типичных приложений разного назначения, разработанных с применением языков программирования высокого уровня. Некоторые результаты этих исследований приведены в таблице 5.1. В ней представлена относительная частота использования операторов разного типа в программах различного назначения.

    Как видно из приведенной таблицы, результаты исследований программ разного назначе­ния дали достаточно близкие результаты - из них следует, что команды перехода и вызова процедур составляют весьма незначительную часть всех выполняемых во время работы программы команд. Таким образом, скрупулезные исследования подтвердили первое из интуитивных предположений.

    Таблица 5.1. Относительная частота выполнения операторов разного типа в программах на языках высокого уровня

    На рис. 5.1 представлен график, показывающий харак­тер работы с процедурами в процессе выполнения типовой программы.

    Рис. 5.1. Характер обращения к процедурам в процессе выполнения программы

    По оси ординат графика отсчитывается текущая глубина вложенности выполняемой процедуры, а по оси абсцисс - время в относительных единицах (циклах выполнения команд "вызов/возврат"). Каждый вызов процедуры представ­лен на графике наклонной линией, идущей вниз-вправо (погружающей програм­му "в глубину"), а команда возврата - линией вверх-вправо (поднимающей про­грамму "на поверхность"). На графике выделены прямоугольниками участки, в которых относительная глубина вложенности не превышает 5. Такой прямо­угольник (окно заданной вложенности) смещается только в том случае, когда глубина вложенности с момента, зафиксированного его левой кромкой, превысит 5. Как видно на графике, программа остается в указанном диапазоне вложенности достаточно продолжительное время, а это означает, что все это время ядро процессора обращается только к командам из пяти текущих вложенных процедур. Исследование ряда программ, написанных на языках высокого уровня, показало, что только в 1% всех команд вызова процедур глубина вложенно­сти превосходит значение 8.

    Свойство локализации ссылок подтверждается и более поздними исследова­ниями приложений, характерных для настоящего времени. Например, на рис. 5.2 показаны результаты статистического исследования доступа к страни­цам отдельного Web-сервера.

    Рис. 5.2. Локализация ссылок на Web-страницы

    Существует различие между пространственной и временной локализацией. Под пространственной локализацией пони­мается тенденция к концентрации ссылок в определенном кластере (объеме) адресного пространства оперативной памяти. В частности, это имеет место при выполнении команд, размещенных в соседних ячейках оперативной памяти, т.е. при естественном порядке выпол­нения программы. Пространственная локализация имеет место и при обработке элементов структурированных наборов данных, размещенных в последователь­ных ячейках оперативной памяти.

    Под временной локализацией понимается тенденция обращаться к одним и тем же ячейкам оперативной памяти (группе ячеек) в течение достаточно продолжительного времени. Это имеет место, например, при выполнении повторяющихся циклов, даже если в теле цикла имеется несколько процедур (чаще всего вложенных одна в другую), размещенных в разных сегментах оперативной памяти. Главное в том, что временная локализация позволяет скопировать определенные ячейки оперативной памяти в какой-либо буфер и затем достаточно долго с ними работать.

    Следовательно, можно так распределить информацию между запоминающими устройствами разного уровня иерархии, что доля обращений к памяти нижних уровней иерархии будет меньше, чем доля обращений к памяти верхних уровней.

    Вернемся опять к примеру с двухуровневой памятью. Предположим, что все команды и данные программы хранятся в запоминающем устройстве 2-го уровня. Временно скопируем текущие кластеры в запоминающее устройство 1-го уровня. Время от времени один из скопированных (и, возможно, измененных в процессе выполнения программы) кластеров нужно будет возвращать обратно в запоминающее устройство 2-го уровня, а в образовавшееся "окно" копировать другой кластер. Но, среднестатистически большинство обращений в ходе выполнения программы придется на те кластеры, которые уже присутствуют в запоминающем устройстве первого уровня.

    Этот же принцип можно применить и в системе, имеющей не два, а три или больше запоминающих устройств разных уровней иерархии.

    Самой быстрой, но и самой маленькой по объему, а также самой дорогой (по отношению к объему хранимой информации) будет память, состоящая из внутренних регистров процессора. Как правило, количество таких регистров ограничивается несколькими десятками, хотя существуют и архитектуры, включающие сотни регистров.

    Несколькими уровнями ниже находится оперативная память компьютера. Каждая ячейка опе­ративной памяти имеет уникальный атрибут - адрес , причем в машинных командах для идентификации подавляющего большинства обрабатываемых данных используется именно адрес соответствующего элемента в оперативной памяти.

    В современных компьютерах выше оперативной памяти в иерархии размещается кэш-память, которая имеет значительно меньшую емкость, чем оперативная память (и значительно, большую, чем набор внутренних регистров ядер процессора), но обладает на несколько десятичных порядочков большим быстродействием. Кэш-память обычно скрыта от программиста, т.е. он никак не управляет из программы размещением данных в кэш-памяти или обращениями к ней. Это промежуточное запоминающее устройство "держит наготове" данные и команды программы, которые, скорее всего, могут в ближайшее время понадобиться ядру процессора, и таким образом "сглаживает" поток информации между регистрами ядер процессора и оперативной памятью.

    Запоминающие устройства, выполняющие в компьютере роль памяти первых уровней иерархии, как правило, по своей конструкции являются статическими полупроводниковыми энергозависимыми устройствами. Но каждое из них обычно изготавливается по технологии, которая обеспечивает оптимальное соотношение между емкостью, скоростью и стоимостью для памяти данного уровня. Для длительного хранения информации используются внешние устройства памяти большой емкости (по отношению к таким устройствам очень часто используется термин массовая память ). Очень часто это жесткие магнитные диски или твердотельные устройства, которые дополняются устройствами со съемными носителями - магнитными, оптическими и магнитооптическими дисками и магнитной лентой. Во внешних запоминающих устройствах хранятся файлы выполняемых программ и обрабатываемых данных, и, как правило, программист обращается к этой информации в терминах файлов или отдельных записей, а не в терминах отдельных байтов или слов.

    Иерархические уровни могут быть организованы не только посредством включения в состав технических средств компьютера тех или иных устройств, но и программно. Часть оперативной памяти может быть использована операционной системой в качестве буфера при обмене данными между полупроводниковой оперативной и внешней дисковой памятью. Такая методика, для которой был изобретен специальный термин "дисковый кэш", способствует некоторому повышению производительности системы по двум причинам:

    1. Записи на дисках имеют четко выраженную кластерную структуру. Буферизация позволяет передавать данные большими порциями, примерно равными кластеру, вместо того, чтобы отправлять их мелкими порциями "дергая" каждый раз механизм привода диска.

    2. Некоторые данные, предназначенные для записи на диск, могут неоднократно запрашиваться программой (так часто происходит при работе с фрагментами баз данных). Поэтому желательно как можно дольше хранитьих в быстрой полупроводниковой памяти, а не считывать каждый раз с диска.

    Контрольные вопросы

    1. Какие функции подсистемы памяти в компьютере?

    2. Перечислите требования к подсистеме памяти?

    3. Как соотносятся между собой основные требования к подсистеме памяти?

    4. Что такое энергонезависимость памяти?

    5. Назовите основные особенности статической полупроводниковой памяти.

    6. Назовите основные особенности динамической полупроводниковой памяти.

    7. Назовите основные особенности магнитной памяти.

    8. Почему нельзя реализовать в быстродействующем универсальном компьютере подсистему памяти при использовании одной технологии?

    9. Каковы принципы организации иерархической подсистемы памяти?

    10. Может ли подсистема оперативной памяти иметь один уровень иерархии?

    11. Что такое локализация ссылок?

    12. Что такое временная локализация?

    13. Что такое пространственная локализация?

      получать необходимый результат отКИТ за меньшие затраты означает то, что компании будут делать инвестиции в более дешевые технологии

      повышение роли азиатского рынка происходит в основном за счет рынков Китая и Индии. На долю этих двух стран приходится 65 % азиатского рынка В настоящее время Китай стремиться к технологическому лидерству, Китай становится вторым по величине рынком высокотехнологического оборудования

      объединение производителей КИТ происходит как следствие усложнения производственных технологий, увеличения стоимости заводов, которые становятся «не по карману» отдельным производителям.

      увеличение значимости домашних рынков связано с автоматизацией процессов ведения домашнего хозяйства.

      увеличение рынка мобильных технологий означает значительное увеличение пользователей ноутбками и мобильной телефонной связью.

      повышение роли сервис – провайдера обусловлено стремительным развитием сетей, как локальных, так и Интернет. В том случае становится более выгодно не создавать свой собственный информационный ресурс, а запрашивать его у сервис- провайдера.

      Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа сис­тем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксирован­ные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружаю­щей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информа­ция, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницае­мые границы системы.По характеру использования информации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы. Можно выделить два подкласса: управляющие и советующие.По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД) . ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. СОД осуществляют как поиск, так и обработку информации.По признаку структурированности задач ИС на ИС дляструктурированных (формализованных), неструктурированных (неформализованных), частично структурированных .

      Структурное обеспечение ИС. ИС имеют сложную структуру, используют ресурсы нескольких категорий, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Подсистемы осуществляют обеспечение: техническое, математическое, информационное, программное, лингвистическое, организационное, правовое, и эргонометрическое. Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления и вывода информации; сетевые устройства и др. Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики и др. В состав программного обеспечения входят: системное программное обеспечение;прикладное программное обеспечение; Инструментальное обеспечение. Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. К лингвистическому обеспечению ИС относится естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки: словари лексики естественных языков, тезаурусы (специальные словари основных понятий языка, обозначаемых отдельными словами или словосочетаниями) предметной области, переводные словари и др. Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации и др. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.Эргонометрическое обеспечение Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.

    4. Иерархия памяти персонального компьютера

    Иерархия памяти -термин, используемый в вычислительной технике при проектировании и программировании ЭВМ. Означает, что различные виды памяти образуют иерархию, на различных уровнях которой расположены памяти с отличающимися временем доступа, сложностью, стоимостью и объемом. Возможность построения иерархии памяти вызвана тем, что большинство алгоритмов обращаются в каждый промежуток времени к небольшому набору данных, который может быть помещен в более быструю, но дорогую и поэтому небольшую, память. Часто выделяют 4 основных уровня иерархии: 1) Внутренняя память процессора (регистры, организованные в регистровый файл и кэш процессора). 2) ОЗУ системы и вспомогательных карт памяти. 3) вторичная компьютерная память. Жесткие диски и твердотельные накопители. 4) Накопители, требующие переключения носителей -или третичная память. Сюда относятся магнитные ленты, ленточные и дисковые библиотеки. В большинстве современных ПК рассматривается следующая иерархия памяти: Регистры процессора; Кэш процессора 1го уровня (L1); Кэш процессора 2го уровня (L2); Кэш процессора 3го уровня (L3); ОЗУ системы; Дисковое хранилище; Третичная память.

    5. Конфигурация персонального компьютера

    Под конфигурацией понимают определенный набор комплектующих, исходя из их предназначения, номера и основных характеристик. Зачастую конфигурация означает выбор аппаратного и программного обеспечения, прошивок и сопроводительной документации. Конфигурация влияет на функционирование и производительность компьютера. Существует 4 основные части оборудования персонального компьютера: Материнская плата выполняет функцию координатора. Чипсет -микропроцессорный комплекс управляющий внутр. системами компьютера. Чипсет определяет основные возможности материнской платы. Центральный процессорОперативная память (ОЗУ) отвечает за временное хранение данных при включённом компьютере. ПЗУ (постоянно запоминающее устройство) предназначен для длительного хранения данных при выключенном компьютере. Блок питания Дополнительные: Жёсткий диск -основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ, выполняет специальное аппаратно-логическое устройство. К основным параметрам относятся ёмкость и производительность. Звуковая плата.

    6. Общая классификация программного обеспечения.

    ПОпо сфере использования делят на: 1 )аппаратная часть автономных компьютеров и сетей ЭВМ; 2 )функциональные задачи различных предметных областей; 3 )технология разработки программ. ПО включ : 1 )системное ПО; 2 )пакеты прикладных программ; 3 )инструментарии технологии программирования. Системное ПО – сов-ть программ и прог-раммных комплексов, предназначенных для обеспечения работы персонального компьютера и сетей ЭВМ. Пакеты прикладных программ – комплекс взаимосвязанных программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения созданных программных продуктов. Системное ПО вкл.: 1. базовое ПО: -операционные системы (ОС); -программы-оболочки ОС; -сетевыеОС 2. сервисное ПО.

    7.Показатели оценки качества программ.обеспечения. Показатели надежности . надежность - это способность программы в конкретных областях применения выполн. заданные функции. В соответсвии с программ.документами в условиях возникновения отклонения в среде функционирования вызванных сбоями техн. средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и др. дистабилизирующими отклонениями. Устойчивость функционирования - это способность продолжать работу после возникновения отклонения. Работоспособность - это способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации при отсутствии сбоев

    8.Показатели оценки качества программ.обеспечения.Показатели сопровождаемости. Показатели качества представл. собой многоуровневую структуру, и использ. как разработка тестировщиками программ, так и покупателями заказчиками. Одним из показателей явл.сопровождаемость -это простота устранения ошибок в программе поддержание в актуальном состоянии и обнавлении программной документации. 1 Структурность – организация всех частей в единую логическую структуру. 2 Простота конструкции – построение программ наиболее рациональным, с точки зрения восприятия и понимания, способом. 3 Наглядность . 4 Повторяемость – степень использования типовых проектных решений или компанентов. 5 Полнота документации .

    9.Показатели оценки качества программ.обеспечения. Показатели удобства использования. Показатели качества представл. собой многоуровневую структуру, и использ. как разработка тестировщиками программ, так и покупателями заказчиками. Одним из показателей явл. удобство использования – это свойства программы способствующие быстрому освоению применения и эксплуатации с минимальными трудозатратами и с учетом характера решаемых задач и требований квалификации обслуживающего персонала 1 Легкость освоения . 2 Доступность программной документации. 3 Удобства в эксплуатации и обслуживании.

    10. Показатели оценки качества программного обеспечения. Эффективность. Эффективность (Efficiency) – степень удовлетворения потребностями пользователя в обработке данных с учетом экономических, трудовых ресурсов и ресурсов системы обработки информации; способность ПО обеспечивать требуемый уровень производительности в соответствие с выделенными ресурсами, временем и другими обозначенными условиями.

    Виды:1)Уровень автоматизации 2) Временная эффективность – скорость обработки за определенное время 3) Ресурсоемкость – количество персонала, техн. Средств для осуществления процесса.


    Close