Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Алгоритм как модель деятельности 900igr.net

Ч то такое алгоритмическая модель Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конкретную последовательность действий, приводящую к поставленной цели. Этапы деятельности от определения цели (постановки задач) до получения результата такие: определение цели; планирование работы исполнителя; работа исполнителя; получение результата.

Алгоритм – это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности элементарных действий, которые должен совершить исполнитель. Но всякий план или описание есть информационная модель. Следовательно: Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя

Алгоритмическая модель: Определение цели (постановка задач) Построение плана - алгоритма Работа исполнителя Получение результата Модель работы исполнителя

Чтобы построить реальный план-алгоритм, который окажется выполненным, нужно точно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются системой команд исполнителя (СКИ). Составляя алгоритм, нельзя выходить за рамки СКИ. В этом состоит свойство понятности алгоритма. Язык программирования – формализированный язык описания алгоритмов.

Пример алгоритмической модели Алгоритм: Угадывание числа Дано: диапазон чисел от А до В Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления. Начало Задать вопрос: Х менее среднего значения между А и В? Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения Если ответ «нет», то принять значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее Если значение А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х Если значение А и В не равны, то вернуться к выполнению пункта 1 Конец

нет да нет Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало Ввод А, В, Х Пока А≠В, повторять Нц Если Х≤(А+В)/2 То В: = цел (А+В)/2 Иначе А:=цел((А+В)/2)+1 Кв Кц Вывод А Конец начало конец Ввод А, В, Х А≠В Х≤(А+В)/2 В: = цел(А+В)/2 А:=цел((А+В)/2)+1 Вывод А

Трассировка алгоритма – модель работы процессора Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора.

Трассировочная таблица алгоритма «Половинное деление» № шага Команда алгоритма переменные Выполняемые действия Х А В 1 Ввод А, В, Х 3 1 8 2 А≠В 1≠8, да 3 Х≤(А+В)/2 3≤4,5, да 4 В: = цел((А+В)/2 4 В: =4 5 А≠В 1≠4, да 6 Х≤(А+В)/2 3≤2,5, нет 7 А:=цел((А+В)/2)+1 3 А: =3 8 А≠В 3=4,да 9 Х≤(А+В)/2 3≤3,5,да 10 В: = цел((А+В)/2 3 В:3 11 А≠В 3≠3,нет 12 Вывод А Ответ: 3

Трассировочная таблица является моделью работы процессора при выполнения программы. Программа выполняется (первый столбец таблицы). В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора, куда помещается очередная команда. В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти компьютера (или регистров памяти процессора), отведенных под переменные величины. В графе «Выполняемое действие» отражаются действия, выполняемое арифметико-логическим устройством процессора. Таким образом, алгоритм в совокупности с трассировочной таблицей полностью моделируют процесс обработки информации, происходящий в компьютере.

Система основных понятий Алгоритм – модель деятельности Объект моделирования – целенаправленная деятельность исполнителя Исполнитель-человек Исполнитель-автомат (в том числе компьютер) Неформализованная СКИ Формализованная СКИ Формы представления алгоритмов Блок-схема Учебный алгоритмический язык Язык программирования Трассировка алгоритма – пошаговое исполнение алгоритма с тестовым вариантом исходных данных «Ручная» трассировка – заполнение трассировочной таблицы Трассировочная таблица – модель работы процессора при исполнение алгоритма

Выполнили ученицы 10 класса: Слободенюк Олеся Кудрук Виктория Прокопив Олеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"

На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чубуклинская средняя общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

Алгоритм как модель деятельности

(план-конспект урока информатики в 10 классе)

Учитель информатики: Сафиуллина Р.И.

Тема: Алгоритм как модель деятельности

Цели: Повторить определение алгоритма, вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели; Научиться представлять любую деятельностную в виде алгоритма графическим образом; вспомнить основные формы представления алгоритма в виде блок-схем. Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели. Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации.

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие учеников

    Актуализация полученных знаний

Что такое граф? Из чего он состоит?

Какой граф называется неориентированным (ориентированным)?

Что такое сеть? Какие характерные особенности имеет сеть?

Какие системы называют иерархическими?

В чем состоит удобство табличного представления информации?

Что такое двоичная матрица? Какую информацию она в себе содержит?

    Решение задач

№2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находится молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко находятся не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая жидкость?

№3. В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

    Изучение нового материала

Алгоритм - это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящую к поставленной цели.

Этапы деятельности от определения цели до получения результата:

Примеры алгоритмической модели

Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать это число за наименьшее количество вопросов.

Запишем алгоритм угадывания числа методом половинного деления, ориентированный на исполнителя - человека

Дано: диапазон чисел от А до В

Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления

Начало

1. Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В?

2. Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения

3. если ответ «нет», то принять за значение А ближайшее целое число, большее чем среднее

4. Если значение А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х

5. Если значение А и В не равны, то вернуться к выполнению пункта 1

Конец

Приведем алгоритм в форму блок – схемы.

Для того, чтобы проверить правильность алгоритма, нужно выполнить трассировку.

Команда алгоритма

Переменные

Выполняемые

действия

Ввод А,В,Х

    Закрепление изученного материала

А) В 48 странице учебника описан алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида), ориентированный на исполнителя – человека. Представьте его в виде блок схемы и на алгоритмическом языке для исполнителя компьютера.

Б) Выполнив предыдущее задание, проведите трассировку алгоритма Евклида для нахождения НОД чисел 128 и 56.

Документ

«Академический университет» как модель интеграции фундаментальной науки... в учебный процесс. Конкретный алгоритм реализации такого подхода понятен... технического прогресса. Принципиальные вопросы деятельности решаются советом «Академического университета...

  • Тематическое планирование уроков по информатики на 2013 2014 учебный год к учебнику под ред. Л. Л. Босова Информатика и икт 5-7 класс

    Тематическое планирование

    Работа». 3. Алгоритмика (7 ч) Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов . Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. ... Добиться освоения основного понятия алгоритма как модели деятельности исполнителя алгоритмов Исполнитель, формальный и...

  • Рабочая программа по предмету: «Информатика и икт» для 10-11-х общеобразовательных классов среднего общего образования фио учителя

    Рабочая программа

    Моделирования; - рассматривать алгоритм как модель деятельности . Уметь: - ... моделей . Записи в тетради. 20 Алгоритм как модель деятельности 1 Алгоритм модель деятельности , объект моделирования, формы представления алгоритмов , трассировка алгоритмов ...

  • Операция

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Что такое алгоритмическая модель? Почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует? Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последователь-ность действий, приводящую к поставленной цели. Цель достигается через деятельность некоторого исполнителя.

    Cлайд 3

    Этапы деятельности: Определение цели; Планирование работы исполнителя; Работа исполнителя; Получение результата. Где же здесь место алгоритму? Алгоритм – это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности действий, которые должен совершить исполнитель.

    Cлайд 4

    Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя. Такую модель будем называть алгоритмической. Рис. Этапы движения от цели к результату. Определение цели Построение плана- алгоритма Работа исполнителя Получение результата Модель работы исполнителя

    Cлайд 5

    Система команд исполнителя Чтобы построить реальный план-алгоритм, нужно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются СКИ. Составляя алгоритм нельзя выходить за рамки СКИ. Проще построить алгоритм для программно управляемого автомата, чем для человека. Для автомата СКИ – это строго определённый набор команд на формализованном языке описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования, а алгоритм – программой. СКИ человека невозможно полностью описать.

    Cлайд 6

    Пример алгоритмической модели. Задача: угадывание целого числа из заданного диапазона методом половинного деления. Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать число за наименьшее количество вопросов.

    Cлайд 7

    Алгоритм для исполнителя-человека. Алгоритм Угадывание числа Дано: диапазон чисел от А до В Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления Начало 1.Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В? 2.Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения. 3.Если ответ «нет», то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее. 4.Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х. 5. Если значения А и В не равны, то вернуться к исполнению пункта 1. Конец

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Алгоритм для исполнителя-компьютера. Алгоритмический язык Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало Ввод А, В, Х Пока А≠В, повторять Нц Если Х≤(А+В)/2 То В:=ЦЕЛ((А+В)/2) Иначе А:=ЦЕЛ((А+В)/2)+1 Кц Вывод А Конец

    Cлайд 10

    Структурное программирование Структура построенного алгоритма – цикл с вложенным ветвлением. Любой алгоритм можно построить из сочетания трёх основных алгоритмических структур: следования, ветвления и цикла. Это утверждение – основа методики, которая называется структурным программированием. Если алгоритм построен структурно, то легко перейти от описания алгоритма к программе.

    Cлайд 11

    Трассировка алгоритма - модель работы процессора. Чтобы проверить правильность алгоритма, совсем не обязательно переводить его на язык программирования. Протестировать алгоритм может и человек - путём трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора, исполняя каждую команду и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Выберем интервал угадываемых чисел от 1 до 8. Пусть игрок задумал число 3.

    Cлайд 12

    № шага Команда алгоритма Переменные Выполняемые действия Х А В 1 Ввод А, В, Х 3 1 8 2 А ≠ В 1 ≠ 8, да 3 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 4,5, да 4 В:=ЦЕЛ((А+В)/2) В:= 4 5 А ≠ В 1 ≠ 4, да 6 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 2,5 № шага Команда алгоритма Переменные Выполняемые действия Х А В 1 Ввод А, В, Х 3 1 8 2 А ≠ В 1 ≠ 8, да 3 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 4,5, да 4 В:=ЦЕЛ((А+В)/2) 3 1 4 В:= 4 5 А ≠ В 1 ≠ 4, да 6 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 2,5, нет

    Close